Один из притоков Северной Двины, река Ракулка, стала географическим центром старинного русского промысла. На берегу этой реки стоит деревня Ульяновская, здесь и появилась одна из золотых страничек народного русского творчества – ракульская роспись. Чем знаменит этот промысел, какие особенности его отличают, чем интересны орнаменты этого северодвинского направления? Все ответы ищите здесь.
Есть промыслы, названия которых можно считать художественными брендами России – гжель, хохлома, жостовская роспись. Меньше внимания досталось множеству других народных направлений. Но если подумать, что некоторые промыслы и вовсе затерялись в истории, понимаешь, как ценно дошедшее до нас. Ракульскую роспись знают, в основном, люди с художественным образованием, этнографы, культурологи, а также жители Архангельской области. Но интересно будет узнать о ней всем тем, кому небезразлична история ремесел.
История
Ракульская роспись совсем не схожа с теми промыслами, что процветали в округе (устюжская, борецкая, пермогорская). В период своего расцвета и ракульское направление не уступало более известным «соседям». Его история не такая древняя, как у многих других течений: ранние работы относят к середине 19 века, а затухание промысла связывают с 30-ми годами прошлого столетия.
Если и выявлять в росписи знакомые, возможно, заимствованные черты, это будет близость к миниатюрам поморских рукописей (созданных в селениях на реке Выг). Но интересна любому исследователю ракульская роспись тем, что точно можно проследить историю ее развития. Сводится она даже не к конкретному поселению, а к семье. В деревне Ульяновская прялки и набирухи (т.е. емкости для сбора ягод) расписывала лишь семья Витязевых. И каждое новое поколение подхватывало традиции родителей, продолжая, тем самым, развитие промысла.
Особенности ракульской росписи
Мотивы ракульских изображения не особенно оригинальны. Чаще всего это либо растительный орнамент с переплетением ветвей и листьев, либо крупная листва на кустиках, либо стилизованные птицы. Но на деревянных досках, подносах, прялках и набирухах эти знакомые, типичные для народной росписи мотивы смотрятся очень нарядно, динамично, певуче.
Что выделяет образцы ракульской росписи по дереву:
- насыщение цветов – скудным использование цвета на расписных предметах точно не назовешь, и этот активный цветовой выбор первое, что бросается в глаза;
- использование крупных и средних деталей – фон доски практически заполнен, ощущения больших пустот нет, рисунок можно назвать пестрым за счет этих крупно прорисованных деталей;
- активное сочетание коричнево-красного и зеленого, желтый и оранжевый цвета только помогают двум главным колорам;
- «пухленькие» птицы – очень часто именно такая ассоциация возникает у того, кто оценивает ракульскую картинку, ее пташки действительно отличаются от других птиц на расписных изделиях своим округлым, полноватым туловищем;
- идеальная композиция – в композиционном решении ракульские работы совершенны, хотя с такими активными цветами, многообразием элементов, созданием динамики изображения соблюсти композиционное равновесие непросто.
Удивительно и то, что работы не самого популярного русского промысла, органично выглядят в современном интерьере. Если в доме господствует нордический стиль с белыми сканди-стенами, обилием натурального дерева и натурального текстиля, в качестве декоративных акцентов яркие ракульские доски, подносы и блюда, шкатулки будут просто идеальны.
Данное видео подробно рассказывает как создаются главные мотивы ракульской росписи.
Цвета
В большинстве произведений художник выбирает основными цветами золотисто-охристый и черный, а глубокий зеленый и коричнево-красный можно считать второстепенными. Но такое деление условно. На охристо-черном сочетании еще ярче играют красный и зеленый, потому они могут казаться главными героями расписного арт-объекта.
Черный цвет участвует не только в прорисовке контура, им выполняют усики, прожилки, завитки. Не везде, но в некоторых ракульских работах можно увидеть и рассыпанные белые полукружочки – они украшают весь орнамент.
По цветовой насыщенности эта роспись опережает многие другие промыслы. Она яркая, жизнеутверждающая. Видно, что художник не боится колористической выразительности (и это новый довод в пользу того, что зародили промысел люди образованные). Он умело управляется с цветом, пропорционально распределяя его по полотну. Ни один цвет при этом не перекрывает другой.
Орнамент
Маленькие ракульские птички с крохотной головкой, грузным тельцем, легким хвостиком стали лицом промысла. Над спинкой у этих пташек поднято одно крылышко, изображенное легкой изогнутой линией с небольшими штришками перьев. Но у этой традиционной пташки есть и «родственники», чуть реже встречающиеся на ракульских расписных изделиях.
Другие варианты птичек:
- Легкий черный контур, изображение без мелкой штриховки по бокам. В рисунке прослеживается графичность. Это сороки, особые птицы в народном искусстве. Впрочем, как хорошее, так и негативное значение закрепилось за этой птицей. Из-за возможности двойственной трактовки, может быть, и использовалась сорока в ракульских узорах не очень часто.
- Курицы. Они похожи на основную птицу, но все же выделяются более крупным силуэтом. Выполняются в цвете, яркие и выразительные.
Ракульская птичка рисуется в определенной последовательности. Грудка и клюв у нее прорисованы на одной линии. Голова маленькая, плавно переходит в грузное тело. Художник деликатно намечает крылышко, прорисовывает птичью головку. Только после этого туловище заливается цветом. Выполняется хохолок птички, лапки – в виде трех лучиков из одной точки, прорисовывается хвостик.
Ракульская роспись – элементы кустик и растительный:
- Форма листьев кустика имеет фантастичную природу, некоторые напоминают крупную каплю или даже цветки тюльпана. Из цветов в основном используется охра, коричневый, оранжевый, красный, синий, изумрудная зелень, синий. Выполняет мастер роспись на золотистом фоне, потому цвета могут быть приглушенными.
- Растительный. Часто в ракульской росписи встречается S-образная ветка. На этой ветке сначала прорисовываются листья, они должны быть разведены в разные стороны. Далее следует наращивание капелек и листочков. Так как ракульский промысел относится к графическим разновидностям, листочки и капельки по контуру обводят тонкой черной линией. Сами же листочки окрашиваются в 2-3 цвета. Оживляют картинку белые полукружки, распределенные по листве.
Растительная тема преобладает в ракульских работах. Даже там, где в «центре внимания» птицы, декоративные листочки оформляют главного героя. Фантастичность изображения растений – не эксклюзивна в ракульской росписи. И это относится к символике промыслов русского Севера. Такие растения ассоциировались с радостью в доме, неиссякаемым богатством, хорошим урожаем. Все рисунки – дань уважения к природе-кормилице, у которой народ в лице художника просит плодовитости, милости, щедрости.
Растительная тема преобладает в ракульских работах. Даже там, где в «центре внимания» птицы, декоративные листочки оформляют главного героя.
Возникновение ракульского промысла до сих пор досконально неизвестно, в справочниках и художественных пособиях информация о росписи дается кратко, сдержанно. Но ничто не мешает любителям народных промыслов почувствовать себя этнографами, попытаться узнать о самобытном и немного загадочном направлении больше. В век интернета это сделать легче.
Ученые мира давно пытаются максимально точно ответить на вопрос – зачем человеку искусство. И пока они сошлись в наиболее убедительной версии: человек рисует, лепит, красит, вырезает и вышивает не только для души, для удовольствия и желания сделать мир красивым. Оказывается, это способствует эволюции человека.
Занимайтесь творчеством, даже ученые уверяют – это очень полезно!