Одна из древнейших росписей русского Севера – пижемская. Наверное, многие слышали о деревянных ложках, которые местным мастерам удавались особенно хорошо. О том, как пижемская роспись связана со старообрядчеством, о цветах и орнаментах промысла, а также о его богатом творческом наследии читайте далее.

История появления и развития пижемской росписи

Известно это древнее творческое самобытное направление с 17 века. Центром графической росписи стала северная речка Печора, а также ее притоки Цильма и Пижма (отсюда и название промысла). Староверы, которые устремлялись на эти земли, были переписчиками книг, и светских, и религиозных. Эти книга умельцы украшали красивыми заставками, рисунками и буквицами.

pizhemskaya-rospis
Ложки. Пижемская роспись. XIX в.

А потом часть мастеров принялась за роспись деревянных ложек и иной домашней утвари (кроме прялок – их вотчиной была Мезень). Именно рукописная традиция старообрядцев сказалась на том, какой стала пижемская роспись. Культурологи могут привести огромное количество примеров параллели культовых пижемских узоров и заставок древних книг.

Печора – знакомый исследователям исторический оплот старообрядческой традиции. Здесь жили династии переписчиков, имена которых знала вся округа. Их заслуга в том, что появилась пижемская роспись. И сегодня эту стезю продолжают художники: и профессионалы, и любители. По сей день в их кругу появляются поводы для новых творческих споров. Например, о том, насколько допустимо в пижемской росписи по дереву включать авторские элементы.

Особенная перьевая техника, и знание мастерами архаических и христианских сюжетов, создало невероятно интересный промысел.

Пижемская роспись и выразительная, и познавательная, и информативная. Ольга Шелепеева, народный мастер России, много лет изучает северные росписи Родины. Ее книга о пижемской традиции стала уникальным научно-культурологическим пособием. Ольга Николаевна рассказывает, что и особенная перьевая техника, и знание мастерами архаических и христианских сюжетов, создало невероятно интересный промысел. Исследователь говорит, что у пижемской росписи есть особенная аура. И ее нужно уметь читать, расшифровывать ее послания, чтобы трогала роспись не только глаз, но и сердце.

Увидеть старинную и современную утварь, украшенную пижемской росписью, вы сможете в данном видео.

Что украшали росписью

Распространено было на Печоре украшение коробов. Это были нехитрые, но привлекательные орнаментальные полосы. Правда, очень много расписных коробов привозили сюда по зимней дороге из Палощелья. У типичных мезенских изделий появились и местные конкуренты. Роспись коробов и даже сундуков в пижемской традиции не менее интересна, чем роспись ложек. Дело в орнаменте: он поистине оригинален и спутать его с любым другим русским орнаментов и правда сложно.

pizhemskaya-rospis
Современное применение пижемской росписи

Даже с ближайшими местными ремеслами пижемский орнамент не схож. И роспись ложек, кажется, не роднится напрямую с этими чудными узорами. Кажется, что рисуют мастера на сундуках да коробах пучки трав, связанных в узелки. Стройный, упругий, строго упорядоченный орнамент этих узоров очень своеобразен. И он действительно органичен местностью, в которой его и применяют – географический контекст печорского края определяет такую художественную строгость.

pizhemskaya-rospis
Старинный ствол ружья

Стволы ружей – еще одна интересная область применения пижемской росписи. Когда стволы покупали на ярмарках, обращали внимание на очень красивые расписные приклады. Эту красоту создавали местные мастера. И это тоже очень необычная сфера применения промысла, выделяющая его среди многих других направлений. Это был самый дорогой расписной товар на ярмарке – ружья с красочными прикладами.

Пижемская ложка

Есть мнение, что народные традиции не дают мастеру «разбега», что ему приходится следовать канону. Но так может сказать только ненасмотренный в плане народного творчества человек.

pizhemskaya-rospis

Если посмотреть, например, на 2 пижемские ложки (одна авторства сына, другая – отца), можно заметить, что мастерам удалось сохранить индивидуальный почерк. И при этом традицию они не нарушили. Тем и интересно это уникальное направление: в художественных мелочах кроется чья-то история, собственный взгляд, способы самовыражения.

Изготавливались пижемские ложки ручным способом, топором да ножом резаком. По форме, размерам и назначению ложки делились на 2 типа. Те, что предназначались для еды, назывались «пижемки». Это очень изящные по пропорциям и форме предметы. В качестве поварешки использовались «ластовицы», то есть черпаки.

Особенности ложек:

  • верхнюю часть предмета делали обычно в виде вытянутого овала, по глубине не самого большого;
  • могла верхняя часть ложки иметь и каплевидную форму, которая органично сочетается с плоским черенком;
  • от черенка в лопастку шел горбоносый переход;
  • у «ластовиц» функция иная, нежели у «пижемок», потому и размером она была побольше, и верхняя ее часть была более глубокой;
  • ручка «ластовицы» была несколько изогнутая, круглая, заканчивающаяся крючкоподобным завершением для подвесной цели.
И тот, и другой вид пижемской ложки за столетия практически не изменился. Современные мастера изготавливают эти изделия все тем же дедовским способом. Хотя, как и раньше каждый художник имел свои, пусть и едва заметные особенности росписи, так и сегодня мастера стараются сплотить традицию и индивидуальность.

Цвета, орнаменты и их символическое значение

Расписывали пижемские изделия акварельными красками. Использовали художники черный, желтый, красный и зеленый цвета. Основным рисунком промысла был геометрический орнамент. И это одно из главных отличий пижемской росписи от других северных направлений.

pizhemskaya-rospis

Орнамент выполнялся черной краской, для этого могли смешать сажу и смолу лиственницы. Черный орнамент состоял из крестов, ромбов, точек и других элементов. А вот красный и зеленый цвета, хоть и присутствовали в общем рисунке, но использовались фрагментарно, очень дозированно.

Внимание! Часто пижемскую роспись сравнивают с мезенской, но в отличие от своей более известной «родственницы», в пижемской традиции нет ни коней, ни птиц. Она в отношении выбора изображений более аскетична. Прочитать о мезенской росписи и разобраться в ее особенностях, вы сможете благодаря нашей статье: «Мезенская роспись: история происхождения, разбираемся в значениях символов и элементов росписи».

Пижемская роспись проста, ее постигнуть может даже ребенок. Кажется, что оформившийся на русском Севере художественный стиль обходится бесхитростными элементами – кружочками, завитушками, звездочками, ромбиками. Но занимались росписью глубоко верующие мастера, потому символизм ее делает декоративную «перекличку» деталей более осмысленной.

Символизм направления:

pizhemskaya-rospis

  • кресты считались символом тепла, солнца и мужского начала;
  • звезда же обозначала женское начало;
  • прямая линия – это небесная и земная твердь;
  • ромб – земной знак, точки – семена.

Например, ромб, разделявшийся крестом с росточками на краях, считался символом изобилия, плодородия. Потому его рисовали на дне той же ложки, и такой подарок молодой семье был еще и добрым напутствием.

Важно! В ту пору верили, что незнание законов может повлечь гнев со стороны природы. Человек, который рисовал эти символы на деревянных изделиях, пытался таким образом защитить себя. Это значит, что символы служили не просто декором, но и оберегом.

Простой на взгляд искушенного зрителя узор был посланием самой природе, мирозданию. Оттого нельзя считать народное творчество незатейливым, упрощенным, доступным каждому. Повторить эти элементы так или иначе смогут многие, а вот вложить в них тот же сакральный смысл под силу далеко не всем.

Изучая народные промыслы, мы не просто прикасаемся к творчеству предков, но и сохраняем их мудрые и всегда актуальные философские послания.