Человек обратился к глине еще в эпоху мезолита. И долгие тысячелетия непримечательный с виду природный материал служил человеку, помогал обустроить быт и просто украшал его жизнь. Глина для гончарных изделий используется и сегодня, да и само гончарство нельзя назвать архаичным промыслом.  О том, как правильно подобрать глину для работы, о разновидностях природного пластичного материала, о способах его хранения и технике работы с ним – доступно и «по полочкам» в этом обзоре. Также вы узнаете несколько эффективных рецептов изготовления глины своими руками.

Разновидности глины

Основа любого керамического изделия – собственно глина, это не что иное, как минеральная смесь. Натуральные глины бывают разными: морскими, дельтовыми, речными, лагунными, озерными и т.д.

В природе этот материал широко распространен, но каждый вид по своим характеристикам серьезно отличается от другого.

Минеральные смеси могут быть мономинеральные и полиминеральные. Дифференцируются они на более пластичные, которые называют жирными, и менее пластичные (тощие).

Глина для лепки – состав, который может быть как природным, так и искусственным. Применяются сегодня в керамистике разные виды глины для лепки: главное, чтобы они были безопасными, пригодными для моделирования.

Натуральная

Это самый благородный материал, так как имеет он естественное происхождение. Обычно любители лепки покупают готовую расфасованную массу, которая ничем не подкрашена. Это совершенно безопасный для здоровья, доступный по стоимости, гипоаллергенный материал.

По консистенции он будет тверже, нежели полимерная глина. Нельзя купить сразу окрашенный в нужный цвет кусок. Цветной натуральной глины не продают – продукт имеет природный оттенок. Но этим она и интересна.
Izgotovlenie-izdelya-iz-natural'noj-gliny
Оттенки натуральной глины:

  • Красная (с коричневым оттенком) глина для лепки отличается тем, что в ее цвете порой даже нотки зеленого проявляются. Это значит, что материал богат оксидом железа.
  • Белая глина для лепки считается самой распространенной. До обжига она сероватая, а после температурной обработки она приобретает оттенок слоновой кости.
  • Серая глина для лепки после обжига становится белой.
  • Каменная глина до обжига темного оттенка, а после него – цвета слоновой кости.

Новичку обычно рекомендовано покупать базовые цвета, которые будут сочетаться между собой. Марок материала очень много, нужно читать отзывы, прислушиваться к специалистам, чтобы выбрать действительно качественный товар. И всегда внимательно следует относиться к информации в инструкции к глине.

Выбираем глину для поделок

Если вы новичок и хотите скорее попрактиковаться, нежели сразу сесть за гончарный круг или даже просто сделать красивое украшение, не стоит покупать дорогую глину. Полимерная глина оптимально подходит для создания первых поделок. Купите готовый состав, научитесь с ним обращаться, прочувствуйте его пальцами, изучите его свойства. Можно покупать сразу цветную глину для лепки, чтобы первый опыт использования материала не был слишком сложным.

А вот запекаемый или самозатвердевающий вариант выбрать, не так важно. Практически все новички приходят к тому, что хотят получить опыт работы с обоими видами глины.

Предлагаем вам посмотреть видео, в котором рассказывается, какую глину лучше выбрать для работы

Те же, кто уже работал с пластикой, могут обратить внимание на художественную глину. С ней работают мастера, так как настоящая гончарная масса помогает им делать серьезные керамические изделия.

Гончарная масса – тяжелая, упругая, жирная, податливая, она может выдерживать заданную форму.

Если вы ищете детскую глину для лепки, то это может быть и полимерный материал. Но разумнее, чтобы ребенок контактировал с натуральным составом. И это может быть недорогой и доступный глиняный порошок, который продается в строймаркете.

Склеивает его обычная теплая вода. Такая глина помогает вылепить ребенку любую фигурку или игрушку. И все это с природным составом без синтетических включений.

А чтобы первый опыт был удачным, и не хотелось оставить это начинание на первых же пробах, убедитесь, что вы знаете, как хранить глину и как с ней работать.

Хранение глины для лепки гончарных изделий

Если вы работаете с натуральной глиной, то храниться она должна в прохладном и сыром месте. Подойдет деревянный ящик (оцинкованный внутри), в который нужно положить куски глины, залить их водой, дав материалу впитать влагу, не размешивая массу. Если масса понадобилась уже, а она все еще влажновата, то из материала катают шары и оставляют их на воздухе. А так как глина должна дышать, ящик, в которой она хранится, следует каждый день проветривать.

С полимерным составом все иначе – хранение предполагает:

  • секционные пластиковые ящики – продаются в магазинах рукоделия;
  • прозрачные пакеты с зип-застежкой – помогают разделить пластику по цветам;
  • вощеная бумага для оборачивания разных кусков пластика;
  • пластиковая, металлическая или стеклянная емкость с плотной крышкой.

Hranenie-gliny
Обычно мастера любым удобным способом распределяют цветную полимерную глину, и хранят ее в холодильнике. Можно даже замораживать глину, она не теряет своих свойств, но это не всегда удобно. Сроки хранения указаны в инструкции к конкретному материалу.

Технологии при работе с глиной

Существует несколько не очень сложных правил, знакомство с которыми убережет новичка-керамиста от лишних ошибок.

Правила работы с глиной:

  • работать нужно двумя руками, чтобы оформлять обе стороны поделки, чтобы в одно целое материал соединялся более органично;
  • обязательно нужно использовать инструменты, различные стеки помогают отделить лишнюю массу, выполнить мелкие детали, присоединять элементы и т.д.;
  • в процессе работы изделие нужно осматривать со всех сторон, вовремя обнаруживая недочеты;
  • если за один прием не удалось закончить поделку, ее заворачивают во влажную тряпочку, помещают в полиэтиленовый пакет;
  • по окончанию лепки изделие слегка обтирают влажной кисточкой, высушивают и обжигают (если материал требует обжига).
И помните, что действовать нужно от простого к сложному: сначала поучитесь глину сплющивать, скатывать и раскатывать, разрезать, соединять детали и заострять.

Руки должны привыкнуть к материалу, «созреть» для работы. И только после того, как тема в прямом смысле слова обкатана, можно приступать к изготовлению первых поделок.