Декоративно-прикладное искусство передает восприятие мира, его самых выразительных и значимых явлений путем художественного осмысления. Не исключение и пермогорская роспись, крестьянский промысел Северной Двины. Об интересной истории художественного направления, об особенностях и тонкостях техники, а также о ее базовых элементах – далее.
Пермогорская роспись – история возникновения
Возникновение промысла, прославившего не просто свой регион, но и русское декоративно-прикладное искусство за пределами страны, связано с 13-ым столетием. Пермогорьем называют пристань, расположенную на самом высоком берегу реки Северная Двина. Группа деревень Красноборского района, объединенная общим названием Мокрая Едома стала родиной промысла. Мокрой Едомой именуют деревни Помазкино, Черепаново, Большой Березник и Грудинская. Именно в этих поселениях зародилась роспись, которую знают по определению «пермогорская».
Считается, что базой для возникновения промысла стала великоустюжкая роспись. А уже умельцы Великого Устюга черпали вдохновение (или попросту заимствовали) свои художественные мотивы с орнаментов восточных тканей. Потому и пермогорской, и родственной ей борецкой росписи присущи так называемые ковровые композиции. Ранние образцы северодвинских работ напоминают арабески.
Научный подход к изучению росписи северной Двины начался только в 1959 году, именно в это время Заморскому музею-заповеднику удалось организовать экспедицию в центры художественного производства. Так, только в середине 20-ого века установили три самодостаточных вида росписи — пермогорскую, ракульскую и северодвинскую (последнюю впоследствии разделят на подвиды).
Особенности и описание техники
Искусствоведы обязательно увидят в канве, сюжетной линии и технических особенностях пермогорской росписи по дереву отсылки к древнерусским книжным миниатюрам. Они же связаны с иконографией. Легко просматривается это на расписных прялках, основных артефактах, которые представляет пермогорская роспись по дереву.
Сюжеты оформления деревянных конструкции чаще обыгрывали два популярных варианта:
- Медальон с изображением птицы Сирин на фоне райских кущ. Или же несколько таких птиц, расположившихся у символического Древа жизни. В нижней части работы изображалась сцена катания на санях, свадебные обряды. Раннее творчество включает мотивы с приездом купца.
- Супрядки (посиделки). Девушки и женщины сидели под окнами за пряжей. В нижнем ставе изображение все того же свадебного обряда. Супрядки прокладывали свадебную тематику не только в пермогорских работах: эту событийную связь художники подметили в жизни.
В Пермогорье расписывали не только прялки, другие вещи обихода мастера также старались оформить согласно устоявшейся традиции. Преображались под умелой рукой художника ковши, жбаны, блюда, солоницы и чарки. Нарядный вид принимали ведра и побирухи. Замахивались умельцы и на большие формы – телеги и сани, дуги и хомуты, ткацкие станы и прялки. Обычные предметы крестьянского быта превращались в ценные творческим переосмыслением вещи.
Основные элементы пермогорской росписи по дереву
Чем де отличается эта техника от немалого количества других? Прежде всего, присуща ей высокая степень повествовательности. Каждый элемент продуман, детали выстроены в одну «говорящую» композицию. В растительном узоре просматриваются жанровые и бытовые сюжеты – художник выступает в роли красноречивого рассказчика
Главные элементы техники:
- Бордюры и ленточки. Не зря начало изучения росписи – это исследования окаймления работы, которое нередко недооценивает созерцатель. Именно оно придает работе завершенность, цельность, узнаваемость. Размер окаймления не крупнее рисунка, он не давит его, а комплементарно оформляет. Между каждым видом бордюра художник прокладывает монохромную полосу, смягчая переход между элементами. Треугольнички, ромбы и дуги с капельками – отличительные особенности пермогорской росписи.
- Углы. В этой технике умельцы акцентируют заполнение углов. И хоть они тоже носят только вспомогательный характер, затейливость узоров в углах приковывает внимание зрителя, отображает кропотливую работу мастера.
- Приписки. Это мелкие элементы, удачно заполняющие, организующие пространство расписной работы. Листочки, ягодки, «огуречники» могли быть монохромными, часто использовались они как автограф автора, служили своеобразным «фирменным стилем».
- Тюльпан, трилистник, древо, птица Сирин – пермская роспись не обходилась без столь узнаваемых элементов. Тюльпан придавал работе изящества, тонкости, трилистник считался основным растительным мотивом. Древо – это сама жизнь и мудрость ее течения, птицы – вестник продолжения жизни, надежды на счастливую судьбу. Птица Сирин, как одна из визитных карточек техники, считалась обережным, счастливым символом.
Крестьянское искусство, подпитываемое народной мудростью, внимательностью к традициям и естественному календарю жизни, взрастило и современное творчество. Художественные наработки предков берут начало в старинных промыслах. Элементы пермской росписи можно увидеть во многих современных дизайн-концепциях: на упаковках продуктов, в рекламе, в производстве украшений и т.д
Ниточки творчества могут истончаться, но прочность традиций и генетического стремления к непрерывности искусства не дают им порваться. И сегодня художники, владеющие уже новыми инструментами, программами, формами работы с изображением, продолжают традиции прадедов.