Труд, который приносит доход – такое краткое определение можно дать ремеслу. Художетсвенные ремесла Древней Руси – вот о чем пойдет речь в этом обзоре. Вы узнаете о истории и видах ремесел, как связан ручной труд с сакральными смыслами, что становилось предпосылкой развития того или иного ремесла и как традиция прорастает в современных трендах.
От латинского «ремес» (плотник) появилось это слово, но обозначало оно разные виды ручных работ. Промысел же связан со словом «промыслить», т.е. подумать. Ремесло становилось промыслом, когда мастер создавал предметы не в собственное пользование, а на продажу.
История
Человек имеет природную потребность окружать себя прекрасным. Она естественна и органична. Владимир Стасов, известный художественный критик, говорил, что настоящее народное искусство рождается там, где красив каждый предмет – от лестницы до чашки. То есть дело в потребности человека декорировать свой быт, окружение, эстетически осмыслить довольно прозаические вещи и предметы.
Развитие ремесла на Руси находилось в зависимости от общественных процессов и потребностей социума. Так, в догосударственный период ремесленные изделия сводились фактически к одному оружию и были достаточно примитивны. Воюя с соседями, люди подмечали военное оснащение недругов, и «мотали на ус» их приемы, технику, новые виды оружия.
Если же говорить о высоком уровне развития ремесленного дела, то датироваться оно будет 13 столетием – технологии усложнились, самих видов ремесел стало больше. Согласно раскопкам до 60 ремесленных специальностей было в то время. В летописях город предстает ремесленно-торговым центром, а отдельные объединения даже напоминают западноевропейские цеха. Нельзя сказать, что Русь была впереди всей Европы, но активно заимствовала технологические новинки времени, так как само географическое положение тому способствовало.
Предлагаем посмотреть видео-обзор история русских ремесел:
Виды ремесел на Руси
То, что появилось в древности, не осталось сугубо историческим артефактом. Ремесленники не просто существуют сегодня, они востребованы, их труд жив и имеет своего почитателя. И если даже не называть громко это одной из национальных скреп, то совершенно точно это одна из базовых потребностей эволюции человека – продолжать отображать мир художественно, пусть даже это касается декорирования предметов быта.
Прядение и ткачество
Оно было очень массовым и развивалось практически повсеместно. Рост населения и торговый подъем способствовали этому развитию. Надо сказать, что скромным разнообразие древнерусских тканей назвать нельзя, природным сырьем служила шерсть, лен и конопля.
Например, простая льняная ткань, из которой делали рубашки, полотенца, убрусы, именовалась полотном. Грубую ткань именовали вотолой. Грубая шерсть – ярига и сермяга, а для верхней одежды предназначалось сукно.
Технически ремесло было очень развито: ткачи использовали несколько систем переплетений, они изготавливали и несколько сортов тканей. На все был спрос, ведь именно ткачество и прядение обеспечивало человека одеждой и разными предметами быта. Старинный промысел имеет современный отклик – и хотя легкая промышленность практически оставила ткачей не у дел, ремесло возрождаются. Мастера покупают и делают станки (иногда – по старинным чертежам), занимаются ткачеством и ковроткачеством. А тканые вручную ковры сегодня являются пиковым интерьерным трендом.
Работа с деревом
Главный материал производства в России – дерево. Из него строили дома, мастерские, укрепления для города, хозпостройки, корабли, сани, даже водопроводы и мостовые… Особенно преуспели в обработке дерева центральные и северные регионы страны, где много лесов.
Виды деревообрабатывающих ремесел:
- плотничество;
- резьба (подробнее здесь);
- бондарство;
- столярничество;
- изготовление посуды путем выдалбливания;
- токарное дело;
- изготовление лубяных емкостей и т.д.
Запрос на продукты обработки дерева у общества всегда был высок. И одно ремесло способствовало развитию другого. Например, мастера делали деревянные прялки. Когда возникла потребность в украшении прялок, сначала для этого использовали резьбу, а потом – роспись по дереву. Так появилась городецкая роспись.
Если сегодня открыть странички ремесленников в соцсетях, можно увидеть, как популярны интерьерные деревянные игрушки, декор для дома и посуда из дерева, различные панно. Ну а тренд на стол, сделанный своими руками из дерева, только набирает обороты. Мастера делают и фотофоны для блогеров. А значит, работа с деревом все так же популярна у ремесленников.
Кузнечное дело
Кузнецы производили практически незаменимый продукт. Создавались орудия труда, без которых невозможно было полноценно заниматься земледелием, предметы быта, оружие для воинов. Самым старинным способом обработки металла считается ковка. Занимались древние кузнецы и литьем.
Кузнецы пользовались в поселении особым почетом, считалось, что далеко не всякий справится с таким делом.
Отметим, что на Руси металлургия быстро отделилась от кузнечного дела. Производили железо сельские металлурги, добыча руды приходилась на межсезонье.
Кузнецы пользовались в поселении особым почетом, считалось, что далеко не всякий справится с таким делом. В хозяйстве трудно было обойтись без кузнечной продукции – от ножей и игл до рыболовных крючков и замков с ключами. Сегодня кузнецов гораздо меньше, но спрос на ручную продукцию существует.
О кузнечном деле вы узнаете немного больше, после просмотра этого видео.
Гончарное дело
Глины, годные для лепки посуды, находили во множествах регионов страны. Но в городах гончарство было более развито, чем на селе. Помимо посуды делали детские игрушки, а еще плитку для облицовки, кирпичи. Они могли выполнить светильник или рукомойник. На днище сосуда мастер оставлял уникальное клеймо.
В 9-10 веках случился переход от лепной керамики к гончарной, круговой. Пока это не случилось, лепкой занимались женщины. Но уже с кругом стали работать мужчины. Сегодня гончарное дело тоже не дремлет: открываются маленькие семейные мастерские, студии для всех желающих научиться керамике. И хотя такая продукция будет дороже посуды массового производства, люди любят покупать теплые гончарные чашки, миски, фигурки и т.д.
Скорняжное дело
Скорняками называли мастеров, которые занимались выделкой и обработкой животных шкур (подробнее о выделке шкур). Кожаные изделия и пушнина шли на производство одежды, одно был один из самых выгодных товаров, которыми можно было торговать.
Мастера на мясную часть шкуры наносили состав из овса, оставляли его для размягчения на несколько дней. Потом специальным ножом они снимали размокшее мясо, шкуру обрабатывали мелом, удаляли влагу. Потом ее выбивали и вытягивали, после чего она готова была к изготовлению изделия. Труд серьезный, кропотливый, но очень выгодный по тем временам.
Обработка кости
Из кости в древности резали гребни и пуговицы, делали рукоятки для ножей, ручки для зеркал, шахматы, иконки. Косторез использовал в своем деле ножи и сверла, резцы и пилы, а также токарный станок. В 9-13 веках ассортимент изделий костореза был широк.
Сырьем служили кости крупного домашнего скота, а также рога лосей, оленей. Немалую часть косторезных изделий составляли и поделки, имевшие большее художественное предназначение – различные пластинки для декора шкатулок, навершия посохов, которые могли выглядеть как головы зверей и птиц.
Плетение
«Лапотная» Россия – немного обидное название, характеризовавшее страну отсталой и примитивной. Но лапти и впрямь были востребованы простым людом, и в них ходила почти вся русская деревня. Так как плели лапти из разных пород, они называли дубовиками, ракитниками, берестяниками, вязовиками.
Занимались на Руси и лозоплетением. Из нее делали домашнюю утварь, разные емкости (корзины, короба, вазы). Лозой называли любой природный растительный материал, который мог после обработки гнуться и держать форму. Например, Одинцовский район Московской области ассоциируется именно с лозоплетением – целыми поселениями там плели корзины.
Сегодня плетение более ассоциируется с макраме и бисероплетением. Это заимствованные ремесла, которые обрели большую популярность в 20 веке у славян. Макраме и вовсе стало одним из самых востребованных занятий среди ремесленников наших дней – наверное, потому что плетеные поделки невероятно удачно вписываются в современные луки и интерьеры.
Роспись
Художественная роспись на Руси занимает особое место. Это один из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства Древней Руси. В русском творчестве разновидностей и школ росписи немало: какие-то потеряны в дымке лет, но многие остались и их традицию продолжают современные мастера или целые фабрики.
Золотой фонд русской росписи:
- мезенская – один из самых древних видов, живописна и ярка, символично передает традиции народов Русского Севера;
- гжель – в Гжельской волости создавали майолику, которая не просто узнаваема сегодня, а является одним из самых цитируемых русских брендов;
- городецкая – пышная, яркая, сочная, с персонажами из народных сказок, а также сценками из городской жизни, гуляниями и чаепитиями;
- хохлома – самый известный и популярный вид русской народной росписи, красный, черный и золотой цвета создали уникальное колористическое решение, место которому было даже на царском столе;
- жостовская – кто не видел лакированных подносов с цветочным букетом, сегодня спрос на такую продукцию снова растет, так как космополитичные интерьеры люди решают разбавлять народным искусством.
Мастера вдохновлялись природой, с которой жили в тесной связи, в почитании и уважения. Глубокий символизм позволял иначе относиться к вещи, считая ее или оберегом, или пожеланием, или тем, что помогает человеку осмыслить мироздание.
Ювелирное дело
Золотари и серебрянники – так звали ювелиров в древности. Преимущественно ювелирное дело процветало в крупных городах. Долю изделий отправляли в широкий сбыт, многое делали на заказ. У ювелиров были высокопоставленные покровители. Самыми крупными ювелирными центрами Руси можно считать Новгород, Рязань, а еще Полоцк и Киев.
Главной технологией в ювелирном деле было литье. Дополнительно мастера занимались чеканкой и тиснением, а также штамповкой. Все это было возможным только при наличии развитого инструментария – зубил, пинцетов, зажимов, наковален и молотов, кусачек, ножниц по металлу и т.д.
12-13 столетия стали пиком развития ювелирного искусства на Руси. Мастера овладели такими техниками как «зернь», «филигрань», «скань». Они создавали невероятной красоты украшения. Еще одна излюбленная техника – «чернь» (чернение). Из олова, меди, серы и серебра создавали фон для выпуклого изображения. Причем, там могли изображаться как Христос и Богородица, так и фантасмагорические чудища и языческие празднества.
Даже когда в один век ремесленничество начало вытеснять фабричное производство, было ясно, что многовековые народные традиции не могут быть забыты в один день.
Даже когда в один век ремесленничество начало вытеснять фабричное производство, было ясно, что многовековые народные традиции не могут быть забыты в один день. Какие-то виды ремесел стали не более чем историческим фактом. Но многие виды не просто сохранены, они живут и сегодня. Стоит сказать, что заслуга в этом и конкретных людей, сподвижников, которые через время и меняющийся политический строй смогли пронести наследие предков.
И сегодня ремесленные мастерские, проекты конкретных мастеров находят своих поклонников. А все потому, что ручной труд по нельзя сопоставить с промышленным. И эта великая ценность ремесленничества, душевное наполнение продукта, не просто держит его на плаву, а смело расправляет ему паруса.
7 тезисов о художественном ремесле Древней Руси:
- На центральной площади древнерусского города было княжеское поместье, его окружали стена и заградительное сооружение. А вокруг поместья строились слободы, в которых жили и работали ремесленники.
- В городах развивалось кузнечно-слесарное и оружейное дело, обработка драгметаллов, ковка, а также чеканка, филигрань, гончарное ремесло. Сельские ремесленники находили себя в кузнечном промысле, гончарном деле, обработке дерева, кожи, меха, ткачестве.
- Первый этап развития древнерусских ремесел занял 2 века – от 10 до 12 столетия (20-30-х годов). Техника ремесленного производства вне всяких сомнений была совершенной, высокой. Работа в основном велась на заказ, рынок свободного сбыта в ту эпоху был мал.
- Второй этап развития стартовал в первой трети 12 века: резко расширился ассортимент продукции, производство быстро рационализировалось. Тому способствовало, к примеру, появление ткацкого станка в ткачестве или возникновение нового типа лезвий в металлургии.
- Ремесла могли бы быстро развиваться и дальше, если бы не нашествие монголо-татар. Разгром городов, угон людей в рабство более чем на 100 лет остановили процесс развития ремесла. Некоторые города (на севере и западе Руси – Новгород, Смоленск, Полоцк, Псков) в меньшей степени пострадали от агрессоров, ремесла и культура там развивались. Но относительно, потому что татарская дань не давала сделать это в полную мощь.
- Природа народного искусства, ремесленничества всегда коллективная, так как она связана с формированием традиции. Для традиции нужно, чтобы навыки и средства выражения стали привычными. Погибнуть промысел мог, когда не давал дохода. А это связано с появлением фабричного производства. Вот так прогресс вступает в конфронтацию с ручным трудом.
- Ремесла делились на женские и мужские. Женский труд носил более художественный характер – вещи, которые служили для украшения, делали преимущественно женщины. Мужчины занимались более грубым, сложным трудом. Так, женщины ткали, шили и вышивали, плели, занимались росписью. Мужчины же преуспели в ювелирном деле, кузнечном и скорняжном ремесле, гончарном деле. Таковы были основные ремесла восточных славян.
В данном обзоре мы рассказали конечно же не о всех ремеслах, которые были на Руси с давних времен, их было на много больше.