Волховская роспись – почему ее называли «сельским Ренессансом» и чем сегодня живет одно из ярких ладожских ремесел

0
887
volhovskaya-rospis

Волховские традиции относятся к народным художественным ремеслам, сформировавшимся близ Ладоги. Ладожским ремеслам культурологи приписывают очевидное сходство с барокко, его пышным оформлением и безусловной яркостью. Волховская роспись – история развития, современный взгляд, отличительные особенности и другие интересные моменты, связанные с этим промыслом, читайте далее.

История

volhovskaya-rospis

Известно это художественное направление с 19 столетия. Возникла роспись в поселениях на берегу реки Волхов, что и заложено в ее названии. В целом же относят этот промысел к числу ладожских ремесел.

В самом начале своей истории волховская роспись не отличалась той красочностью, по которой она впоследствии стала узнаваемой. Прославили ее прялки, которые изначально украшала резьба. Это был трудозатратный процесс, который по мере совершенствования открывал мастерам все большие колористические возможности.

Собственно, прялки и являются первым и наиболее изученным видом расписных волховских произведений. Они делились на две разновидности: «золоченки» и «крашенки».

Волховские прялки:

  • «Золоченки» отличало стилистическое декоративное единство. На лицевой стороне предмета изображался крупный цветок, с трех сторон обрамленный полоской с именем обладательницы прялки. Мазок используется плоский, но за счет цветовой композиции цветок сочный, выпуклый. «Золоченки» — нарядные, праздничные. На них видна символика стихий, а также растительные и анималистические мотивы.
  • «Крашенки» — на них золотого обрамления и надписей не было. Но отличали многие «крашенки» точеные ножки, причудливо изогнутые сережки, и очень живописный декор. Можно сказать почти с уверенностью, что эти прялки предваряли появление «золоченок». И традиционные композиционные приемы сохраняются в обоих видах расписных изделий.

Позднее мастера взялись за роспись разделочных досок и других деревянных изделий. Если говорить о стилистическом влиянии, нельзя не заметить, что в волховской росписи много взято из карельской росписи. Влияние петриковского промысла, как ни удивительно, в волховских образах тоже просматривается.

Современное развитие волховской росписи

volhovskaya-rospis

В Государственном Русском музее находится коллекция прялок, которая послужила основой для воссоздания одного из ладожских промыслов. А, если быть точнее, воссоздали старинное направление уже не как промысел, а как промышленное производство. В Волхове раньше было небольшое производство деревянной утвари, а при организации в конце 60-х гг. прошлого века Ленинградского объединения народных промыслов появился цех художественной обработки дерева.

В 90-е русское народное искусство находилось если не на грани забытья, то под большим риском затухания всякого интереса к нему. К счастью, этот период не был долгим, и сегодня народные промыслы стали опять востребованы, интересны и внутри страны, и за ее пределами.

volhovskaya-rospis

Так, в 2018 году научно-производственный холдинг «Аксортиум» вместе с многочисленными партнерами в сфере искусства организовал масштабное научное исследование. Благодаря этому проекту изделия и традиционные орнаменты волховской росписи по дереву были воссозданы, получилось систематизировать и полное описание элементов промысла, композиционных видов, вариантов нанесения орнамента, цветовых и стилевых особенностей.

И уже в 2019 году в г. Волхов, на родине промысла, создано предприятие, которое так и называется «Волховская роспись». Изделия, которые производит предприятие, документально относятся к народным художественным промыслам. Такое событие – явление в мире традиционного русского народного искусства.

Красивые, яркие, узнаваемые изделия и игрушки производятся все так же вручную, но в мастерских не единичных художников, а целого предприятия.

Волхов стал примером арт «регенерации», когда современники инвестировали ресурсы в старинное художественное направление. Ручная работа никогда не будет предполагать огромных масштабов, большого рынка сбыта, высокой производительности. Но пример Волхова заинтересовал общественность: на него уже обратили внимание и журналисты, и популярные блогеры, и предприниматели. Прекрасно, если по образцу «Волховской росписи» новое дыхание обретут и другие яркие, самобытные промыслы России.

Рекомендуем также познакомиться с ракульской росписью. Как и где она появилась, а также, в чем ее особенность, читайте в нашей статье: «Ракульская роспись – в чем загадка ее возникновения, и почему этот промысел выделяется в ряду схожих народных направлений?».

Какие используются цвета

Сначала в качестве краски волховские умельцы использовали сажу. Ее смешивали с лиственничной смолой и береговой глиной. Потом на смену этому сложному способу пришла клеевая роспись по меловому грунту. Отличается волховская роспись особым мазком: мазки краски предполагали переходы цвета. На кисточку набирают не один цвет, а сразу несколько.

volhovskaya-rospis

Какие цвета присутствуют на работах:

  • оттенки красного и оранжевого;
  • вариации лилового, сиреневого, фиолетового;
  • зеленый цвет – от травяного до насыщенного темного;
  • белый;
  • синий и голубой цвета;
  • черный, темно-коричневый.

Очевидно, что это не скупое на цвета художественное направление, обогащенное именно особенной техникой перехода цвета. Несмотря на яркость и пестроту, за счет цветового перехода в картинке присутствует притягательная мягкость и нежность.

Особенности создания узоров

Волховская роспись особенно живописна, когда-то ее даже называли «сельским Ренессансом». Она прекрасно справляется с задачей воссоздания природных явлений: игры солнца на растениях, естественной колористике природы. Легким и свободным движением кисти художник создает на поверхности лист, стебелек или лепесток. И в каждом таком элементе, кажется, готова уместиться целая радуга.

Это функциональная роспись: двойным (а то и тройным мазком) можно создавать фигуры животных, писать целые пейзажи на деревянных изделиях.

Даже освоив только базовые элементы, розан и листья, можно создавать интересные композиции. Тот случай, когда красота изделия раскрывается не через сложный орнаментальный или геометрический узор, не через мелкие, тщательно прорисованные детали. Мазок с цветовым переходом, базовые элементы и правильное композиционное решение создают красивую и самодостаточную работу.

Расписные ложки, подносы, тарелки, матрешки, оформленные по-волховски, великолепно смотрятся в интерьерах русских домов. Особенно раскрывается красота народных промыслов на белом базовом фоне. Если, например, у вас на кухне белые стены и в целом светлая отделка, то декоративные яркие расписные пташки (или тарелки, ложки, доски) становятся прекрасным динамическим элементом.

Рекомендуем также прочитать нашу статью об истории возникновения ремесла: «Как возникла хохлома: история, интересные факты, развитие ремесла».

Примеры работ в технике волховской росписи вы можете посмотреть в данном видео.

Вместо приобретения культовых далекарлийских лошадок или других изделий, широко известных в мире, можно купить красивую русскую матрешку или птичку-свистульку. Они не так разрекламированы, но могут сделать ваш дом чуть уютнее, чуть теплее, и самобытнее. Изделия волховской росписи прекрасно подходят для этой цели.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь