Удивительно, как избирательно история оставляет одни течения и культурные пласты потомкам, и как безжалостно отбрасывает в тень другие. К счастью, некоторые безусловные достояния были спасены неравнодушными людьми, сподвижниками. Могли кануть в историю и глиняные игрушки – дымковская, гжельская и другие. Но виражи событий позволили уникальным народным промыслам остаться не просто за музейными стеклами, а в статусе живого искусства. О том, как появилась дымковская игрушка, на какие типовые группы она разделяется, как ее изготавливали и расписывали, а также о современном существовании старинного промысла – далее.
История народного промысла
В Кировской области, в селе Дымково, более четырех столетий назад родился промысел, без которого сегодня трудно представить русское народное творчество. Дымковская слобода, родина направления, подарила русскому человеку простой, самобытный, трогательный и красноречивый с точки зрения исторического осмысления, народный сувенир.
Существует такая легенда: однажды ночью вблизи города встретились два войска. Они были дружественными, но в темноте не узнали друг друга, и вступили в бой. В нелепой и случайной битве погибло много людей, и каждую весну местные стали справлять тризну по погибшим.
Время шло, подробности истории стирались, оставались только наметки. Трагический смысл растерялся в годах, а массовые гуляния к празднику свистульки или свистопляски, остались. На празднике люди свистели и кидались расписными глиняными шарами.
На точность эта история не претендует, но некоторые параллели проводить можно. Спрос на глиняные свистульки действительно был, и ежегодное празднество требовало новых игрушек. Так, в Дымковской слободе складывался народный промысел со своими, особенными приемами лепки и росписи.
Внешний вид игрушки определялся историческими метаморфозами. Языческие представления славян становились все менее актуальными, сакральное значение игрушки постепенно утрачивалось. Ранее они были очень простые и даже примитивные, так как дело было в ритуальной миссии, а не в красоте и эстетике. Когда сакральный смысл изделия уходил, к нему, изделию, предъявлялись новые требования: игрушка стала изысканнее и краше.
Даже если предложить маленькому ребенку нарисовать свою версию игрушки, дав просмотреть множество примеров, он не только развлечется, он постигнет те культурные коды и концепции, которые сформируют его вкус и насмотренность.
В самом начале прошлого века сложилась ситуация, которая и могла растворить великое художественное направление во времени. Осталась всего одна мастерица, которая унаследовала технологию создания поделок, А. Мезрина. И именно она, а также художник А. Деныпин, первый серьезный исследователь промысла, сумели пронести его над пропастью безвестности. И технология сохранилась.
Надо понимать, что такой народный промысел как дымковская игрушка, исчез бы, если бы не стали мастера создавать новые образы, чем обогащали направление. Мезрина, Кошкина, Пенкина, Коновалова – вот имена художников, которые сохранили для нас уникальную игрушку.
Предлагаем посмотреть видео о создании игрушек и традициях
Основные типовые группы дымковской игрушки
Внешне она проста и незатейлива, но при этом зритель сразу отмечает выразительность и образность игрушки. И если первые изделия, как отмечают исследователи, не цепляли декоративностью, были весьма условны, то с развитием промысла появлялось в его работах разнообразие. Отчетливо проглядывала художественность в действиях народных умельцев.
Куклы-свистульки веселые, яркие, острохарактерные. Они, конечно, давно перестали быть героями детской игры, а стали русским сувениром, узнаваемым и колоритным. Кормилки, барыни, водоноски, бараны, персонажи из крестьянской жизни, прекрасные дамы и солидные господа…
Женский образ
Это статичные фигуры, головы которых крупноваты, украшены головными убором (кокошниками или шляпками). Внешний вид женских образов полон достоинства, величественности. Это горделивые барыни, яркие модницы и румяные кормилицы, это колоритные водоноски и довольные няньки с малышами на руках.
Наряд обычно был представлен колоколообразной юбкой, кокошник со временем был заменен шляпкой. У игрушек шарики-головки, а в основе фигурки – «ступка», то есть колокол-юбка с торсом.
Каждый мастер персонажа видел по-своему, и воплощал его с особенностями своего видения. Потому различались глубина и высота основы игрушки. Но общей была праздничная одежда для женских персонажей: нарядные и пышные платья, пышные рукава на кофтах, юбки со складками, оборчатые передники, шляпки с полями и т.д.
Кавалеры
Мужские образы представлены кавалерами. Интересно, что внешнее их изображение заметно скромнее, нежели у женских образов. И даже по размеру кавалеры меньше. Чаще они изображались верхом на животных.
Кавалер на коне – наверное, самый узнаваемый мужской образ игрушки из глины, дымковская традиция могла еще изображать мужчину с гармошкой или даже с младенцем, но кавалер на коне превалировал.
Кавалер с цветами – еще один популярный образ. Такому персонажу его обладатель может сам додумать историю: идет дымковский кавалер на свидание, или же по случаю праздника так принарядился. Востребованны до сих пор дымковские парочки: нарядная барышня и горделивый кавалер.
Птицы
В основном дымковские мастера лепили уток, петухов и индюков. То есть птиц, которые водились на домашнем подворье. Индюки и петухи изображались фигурными, хвосты их были ярко расписаны. А уток мастера украшали оборчатыми пышными пелеринами.
В других промыслах популярными образами могли стать сказочные птицы, нереалистичные, фантазийные. Но рука дымковского мастера умела сделать королевой птичьего царства и домашнюю птицу. И она была под стать остальным героям промысла, органично вписывались в сюжетные композиции.
Животные
Сначала игрушки изображали тотемных животных – медведя, козла, барана. Со временем список игрушек из глины пополнили и домашние питомцы. Все животные изображаются со вскинутыми головами, короткими, но устойчивыми широко расставленными ножками.
Могли животные изображаться иронично – например, наряженными в яркие костюмы, с музыкальными инструментами. Встречаются даже козлы в галстуках и зайцы с бабочками. Игрушки яркие и жизнерадостные, тот, кто приобретал такого персонажа, хотел сразу же обзавестись компанией для него.
Композиции
Композициями называются группы из нескольких фигур, в которые могли входить и люди, и животные. Многофигурные композиции впечатляют своим разнообразием. На них изображается быт русской деревни, да и городской быт тоже. Лиричные прогулки на лодках, праздничные застолья и гулянья, ярмарки и масленичные празднества – все это самобытные, упрощенные свидетельства времени.
Карусели, чаепития, сцены у колодца: композиции интересны своей детальностью, образностью. Метаморфозы, произошедшие с дымковской игрушкой, действительно уникальны. Если предположить, что началась традиция с печального события, то от трагического настроения ничего не осталась. Дымковский промысел о жизни в ее узнаваемых и простых выражениях, о понятных и доступных радостях, о красоте момента.
Технология изготовления
Делается знаменитая игрушка поэтапно. И этапы эти представлены лепкой, обязательной сушкой, обжигом, побелкой и собственно росписью.
Изготовление дымковской игрушки пошагово:
- Лепка.
Лепят фигурку по частям. Берется жирная промытая глина, разбавленная песком. Из нее катают разноразмерные шарики. Потом их расплющивают до состояния лепешки. Из них делают корпус игрушки, а уже к корпусу крепят мелкие детальки. Места соединения хорошенько смачивают водой, а потом стыки заглаживают мокрой тряпочкой. К примеру, лошадка состоит из цилиндрического основания, четырех коротких конусообразных ножек, изогнутой шейки с мордочкой. - Сушка и обжиг.
Этап сушки обязателен. Как долго сушить – зависит от размеров поделки, и от характеристик помещения тоже. Раньше обжиг осуществлялся в русской печи, игрушки буквально докрасна накаляли, оставляли остывать в печке. Сегодня обжигаются фигурки в специальном современном оборудовании, благодаря чему процесс уже не такой трудоемкий и, безусловно, менее опасный. - Побелка.
Побывав в печи, игрушка становится красно-коричневого цвета. На такую основу узоры не нанесешь, потому мастера обязательно ее выбеливают. Это происходит с помощью раствора из мелового порошка и молока. Когда молоко скисает, раствор затвердевает, на поверхности образуется ровный казеиновый слой. Удивительно, но многочисленные способы упрощения этапа побелки ни к чему не привели. И сегодня белят игрушку так же, как много веков назад. Лишь дети на занятиях могут расписывать фигурку белой гуашью.
Предлагаем посмотреть видео, как лепить корпус игрушек и крепить детальки на примере лошадки
Продолжает обработку один из самых интересных этапов – роспись.
Роспись поделки
Начинается этот этап после того, как побеленная игрушка высыхает. Мастер берет яркие краски и наносит на фигурку простые, незатейливые узоры.
Используемые мастером цвета:
- желтый;
- малиновый;
- синий;
- коричневый;
- оранжевый;
- зеленый.
Кисточек в начале развития промысла не было, потому народным умельцам приходилось пользоваться деревянными палочками, обмотанными льняным лоскутком. Если сегодня попробовать работать таким аутентичным предметом, и простая дымковская роспись покажется великим искусством.
Возможно, именно поэтому орнамент дымковских мастеров прост. Но при этом он выразителен, с цветовой точки зрения решен очень правильно.
Прямые и волнистые линии, круги и ромбы – в этих узорах нет филигранности и особой сложности, но учитывая инструменты народного мастера, да уровень подготовки, поражаешься старательности, интуитивности художественного чутья творцов из глубинки. Современные мастера, работающие в дымковских традициях, пользуются колонковыми или хорьковыми кистями.
И завершала этап росписи финальная обработка сусальным золотом. Из него просто вырезали несложные геометрические фигуры, приклеивали на воротники и шляпки барышень, на рога или уши животных. Потому и получаются игрушки такие праздничные, жизнерадостные, нарядные. И ни одно фото не способно передать их ликующего вида.
Роспись, к слову, в определенном смысле канонична. Все лица человечков однообразны. Щеки и рот намечают малиновым цветом, черными становятся бровные дуги, глазки черные и круглые. Волосы у дымковских фигурок обычно темные – сплошь шатены да брюнеты. Рубахи и шляпы обычно однотонные, а вот юбки у женских образов белые с густым пестрым орнаментом. И фигурки животных тоже белые, щедро расписанные яркими узорами.
Орнамент лишь на первый взгляд прост и сугубо декоративен. Как многое в народном творчестве, он является кодом, информацией. Например, волнистая линия – это река или просто вода, клетки с пересечением – сруб дома или колодца, окружность в центре с точкой – символ солнца или иного светила.
Дымковская игрушка из глины в современном мире
Серийного производства, как это ни странно, народный промысел Дымково не имеет. Каждая игрушка – это ручная работа. Потому как бы она не была канонична, в ней всегда будет чувствоваться рука мастера. У всякой мастерицы узнаваемый почерк, и тем интереснее пополнять свои коллекции истинным любителям глиняной игрушки.
Ритуального значения, как несложно догадаться, у дымковских фигурок давно уже нет, как нет и народного праздника свистопляски. Но роль сувенира, русского символа, игрушка играет прекрасно. Почти 10 лет назад в центре Кирова (ранее – Вятка) установили памятник дымковской игрушке, многовековому бренду этого региона. Выглядит памятник как скульптурная группа «Семья»: барыня с младенчиком на руках, кавалер с гармошкой, ребенок и, конечно, братья меньшие. Воплощение всех типообразов игрушки в одной композиции, да еще в центре исторической родины промысла – это признание.
Если вспомнить Олимпийские Игры в Сочи, то на открытии среди красочного и впечатляющего масштабами представления русских культурных достояний появилась и дымковская игрушка. И по сей день многие профессиональные художники, новички, любители и дети обращаются к дымковской эстетике, пробуют себя в роли продолжателя традиций. Такой сувенир, вне сомнений, украсит любой дом, сделает его теплее, наполнит его ощущением радости жизни и необходимости ценить простые моменты счастья.
Дымковский промысел – народное послание, которое не конкурирует с современным искусством, а мирно уживается с ним. Его репутация, сложившийся образ стали таковыми благодаря признанию народа, любви и заботе о сохранении традиции.
Абашевская игрушка — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области . Богородская игрушка из мягких пород дерева берёт истоки в посёлке Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.