Интуитивное ощущение прекрасного, тяга к нему отличает народное творчество и объясняет само его возникновение. Не исключение и городецкая роспись, знаменитый русский промысел, взявший свое начало с декорирования прялок. О том, с чего началась и чем продолжилась история городецкой росписи, какие элементы и мотивы отличают ее и чем интересна городецкая игрушка, мы спешим вам рассказать.
История городецкой росписи

Нижегородчина – лесной край, а еще это край талантливых людей, где целыми деревнями производили товар, о котором говорят и пишут даже сегодня. Правда, не всегда такие хвалебные отзывы собирал промысел. Было время, когда писали, что только неплодородие местных земель привело к тому, что люди стали заниматься росписью. Называли городецкий промысел кустарщиной, грубыми работами, и ставили его в ряд «многочисленных», «не особо значимых».
А между тем, прозорливыми оказались те специалисты, что понимали – перед ними важный культурный пласт. Важный для изучения и сохранения, и с исторической, и с культурологической, и искусствоведческой точки зрения. Репин, Васнецов, Мамонтов, Забелин, Морозов – фамилии, известные если не всем, то многим, и именно эти люди интересовались городецким искусством. Но по-настоящему разглядели его только в прошлом веке, во время подготовки одной крупной выставки.
Конечно, сравнивают городецкое творчество с хохломским. Они родились по соседству, но отличаются существенно. Хохломское искусство с точки зрения художественности более совершенно, но богатство красок и мотивов, яркость и сказочность – этого не отнять у городчан. Городецкой роспись назвали примерно 100 лет назад, до этого же местных мастеров именовали «курцевскими красильщиками» или же просто называли их творчество «нижегородской росписью».

Да и сам город интересен для изучения, его более чем 800-летняя история во многом объясняет мотивы росписи. Первую славу промыслу принес декор женских изделий – прялочных донцев, ткацких станков, шкатулок. От местных резчиков живописцы взяли конкретность и точность деталей изображения. К примеру, народный мастер рисует не просто карету, а рессорный экипаж, соответствующий своему времени. Вот почему так интересно погружаться в самобытное творчество.
Цвета
Излюбленные фоны мастеров – яркий зеленый или мощный красный. Встречается и фон глубокого синего цвета, порой проскакивает и черный. Господствует в колористическом решении промысла ярко-желтый хром, е уступает киноварь. Синий и зеленый, а также «разбеленные» розовый и голубой применяются для рисования узора. Детали прорабатывают черным или белым — динамичность изображению придает «оживка».
В описании городецкой росписи обязательно указывается ее красочность, отсутствие строгой цветовой доминантности, использование «разбеленных», а не строго «чистых» цветов. Рисунок высоко информативен, детализирован, его можно «читать».
Основные элементы и мотивы
Условное деление на виды городецкой росписи – это и относительно простая цветочная, и изображения с присутствием мотивов «конь» и «птица», а еще сюжетная. Хотя это деление можно считать условным, потому как без цветочных элементов не строится ни одна композиция. Даже если мастера используют одну и ту же схему организации композиции, но задействуют различные цвета, работы получаются такими, что подобие не сразу и уловишь.
Особенностью городецкой росписи считают щедрое изображение цветов (ромашек, розанов): мастер не жалеет на них ни места, ни краски.
Основные элементы орнамента:
- «букет» — симметричное изображение, чаще встречающееся на разделочных досках;
- «гирлянда» — один либо два крупных цветочка по центру, которые отходят в стороны на цветы и листочки помельче;
- «ромб» — один или несколько цветочков образуют ромбовидный центр, бутоны и листочки же к вершинам ромба сужаются;
- «цветочная полоса» — ленточная орнаментальная композиция;
- «венок» — та же цветочная полоса, что замкнута по краям поверхности.

Возникают в городецкой росписи и зооморфные мотивы, что делает изображение еще более образным и символичным. И «петух», и «конь» — вестники света, солнца, тепла, ассоциирующиеся с пожеланиями удачи и радости. А если птицы изображаются парно, это отображает семейное благополучие. Находятся в работах и экзотические барсы и львы.
Техника выполнения
По технологии использовать нужно темперу, но если вы учитесь ремеслу, то подойдет и гуашь, разбавленная клеем ПВА. Из всякого основного цвета следует выделить два оттенка – один будет «разбеленным», второй – выраженным.

Поэтапное выполнение:
- Роспись ведется на дереве, оно либо остается «чистым», либо оформляется желтым, красным, глубоким синим или черным.
- Тонкими карандашными линиями прорисовывается композиция. Самые яркие пятна, цветы, будут композиционными узлами. Средние, бутоны, свяжут детали друг с другом. Мелкие элементы, веточки и листья, дополнят, организуют композицию.
- Вся роспись будет представлена составляющими – кругами-подмалевками, скобками и капельками, дужками и точками, штрихами и спиралями.
- Завершит изображение элементов выполнение белым и черным точек и штрихов. Так мастер делает «оживку», которая приводит работу к завершенному виду. Выполняется оживкой тончайшей кистью.
- После того, как краска высохла, изделие можете покрыть для блеска и защиты бесцветным лаком.
Пробовать нужно на бумаге, и когда там уровень рисования станет приемлемым, можно переходить к росписи по дереву.
Городецкая игрушка
Городецкая роспись для детей интересна, прежде всего, яркими игрушками. Особенно популярными в своем время были фигурки коней с возками и коней-каталок. Лошадки-качалки большой спрос имели после революции, и изделия эти не были простыми. Сохранились подробные описания изготовления таких лошадок: на одну игрушку уходило 30 деталей и 40 отверстий. При этом лошадку делали без единого гвоздя и клея.

В 60-х, 70-х годах прошлого века в игрушечном деле Городца возникли механические игрушки (вроде шарманки), Полька, Развод солдат, перепляс. И многие, конечно, помнят кукольные расписные деревянные гарнитуры, которые часто родители оставляли в наследство уже своим детям. Такие маленькие шкафчики и кроватки до сих пор многие скупают на специальных сайтах.
Ремесло не просто не забыто, оно находит переосмысление, которое невозможно без влияния технического прогресса и запроса общества. Яркая и жизнерадостная городецкая роспись увлекает и детей, и взрослых.
Данное видео рассказывает об истории и традициях городецкой росписи.
Желание самостоятельно нарисовать нарядных петушков в цветочном великолепии, украсив разделочную доску, может проснуться в любом возрасте. В этом особая прелесть народного творчества – зачастую оно действительно доступно народу.