Специалисты народного искусства, обозначая центры производства художественной росписи на Руси, давали им географически привязанные названия. Так, знаменитая борецкая роспись обязана своим появлением селу Борок Шенкурского уезда.
Из этой статьи вы узнаете, чем уникален старинный промысел, что за сакральный смысл таится в его элементах, и какие материалы понадобятся для работы в древней технике.
История
Корнями искусство Борка вплетается в историю иконописи северной школы. Относится промысел к белофонной северодвинской росписи, среди других известных представителей этого течения – пичужская, ракульская, пермогорская.
Борецкой росписи по дереву свойственен насыщенный, напряженный и густой колорит, присущий иконописным образцам. Специалисты неслучайно сравнивают ранние работы борецких мастеров с эстетикой церковного иконостаса.
Особое внимание приковано к растительным узорам промысла: очень динамичный, сочный, с ярким цветовым наполнением узор глубоко традиционен. И даже в этом сюжете проглядывается связь с иконописью – золотой тюльпан, изящно вписанный в борецкий сюжет, встречался на многих иконах 17-ого столетия.
Промысел связывают, в первую очередь, с именем Пелагеи Амосовой (более известной как мастер Польникова). И хоть талантливыми живописцами были и ее братья, расписанные борецкой умелицей прялки обрели куда большую славу.
Схема росписи одной из прялок стала стойкой, композиционно основополагающей: сват, поднимающийся по высокой лестнице, изображенный на прялке, встречается в мотивах росписи и в настоящее время. Классические сюжеты повторяются, хотя встречаются и современные авторские элементы. В древности мастера расписывали дерево в больших и малых формах – ставчики, туеса, короба, предметы домашнего обихода и не только. Но ближе к 20-ому веку яркие, самобытные узоры остались только на прялках.
Символика элементов
Борецкая роспись, элементы которой увлекательно рассматривать поочередно, это мир символики и скрытых смыслов. Благодаря этому работа приобретает философский контекст, и влияет на зрителя не шаблон, не конвейерный рисунок, а смысловая подача в декоративном оформлении.
Главные элементы направления:
- птица (птицы) – если крылья ее раскрыты, это могло быть символом власти солнца, но даже иное изображение птицы вызывало ассоциации с теплом, весной, пробуждением, предвестником щедрого урожая и добробыта;
- дерево – это древо жизнь, активность человеческой души в мире;
- конь – чаще в северодвинской росписи обозначал восход солнца, его жизненную силу и могущество;
- тюльпан – символизировал достаток (так как художник вживую диковинного тюльпана не видел, приписывал к нему чужеродные листочки, земляники или папоротника);
- трилистник – у славян означал основу гармоничного сосуществования, в разные времена он был символом триединства природных явлений, а также знаком христианства;
- ягодная веточка – также означала достаток, богатство, налаженный быт (как сказали бы сегодня).
Распространенные орнаментальные типы — уголок, композиция в круге, розетка, ленточный орнамент, композиция в квадрате.
Материалы
Возникновение борецкой росписи сопрягалось с использованием имеющихся в то время материалов, натуральных и долгое время не меняющихся. Современный мастер, у которого в руках окажется книга с историей северодвинского искусства, предпочтет работать с новейшими материалами. Новейшими – не значит дорогими.
Начинать работать в данной технике можно, имея:
- гуашь (подойдет как художественная, так и плакатная);
- кисти – колонковые или бельчьи (от № 1 до №4), обязательно с заостренным кончиком;
- карандаши с черным грифелем;
- лак;
- наждачную бумагу.
Будущая картинка хорошо ложится на сосну, березу, липу. Можно даже расписывать фанеру с имитацией под древесину. А чтобы роспись легла идеально, поверхность следует покрыть специальным крахмальным грунтом. Предварительно дерево прошкуривают и отшлифовывают суконкой. Грунт кладется тканевым тампоном, после этого дерево снова шлифуют.
Что расписывают сегодня
Как и многие старинные промыслы, роспись по дереву не просто не забыта: все больше современных мастеров в своем творчестве обращаются к мотивам и техникам многовековой давности. Для оформления интерьеров в русском стиле, для создания аутентичных предметов быта, декора, одежды берутся мотивы, в том числе, и борецкой росписи.
Расписываете вы декоративную тарелку или доску, беретесь за оформление шкатулки или лопатки, при работе над предметом учитывается и техника, и символика, и цветовые принципы древнерусского искусства.
В последние годы популярными стали деревянные фруктовницы или ягодницы: большие, но не очень глубокие тарелки в форме птиц, цветов, ягод. Если посмотреть на фото таких вещей подробнее, можно заметить – автор хорошо работает с сюжетом, использует классические приемы и цвета, и современные материалы и инструменты ничуть не нарушают восприятие работы.
Заключение
Древний промысел не просто живет: его азы, достижения и самые узнаваемые элементы актуализируются в современных принтах, дизайне одежды, мебели, гаджетов и рекламном производстве. Древо жизни росписи не увядает!
Мезенская роспись сюда не относится. Само название говорит о её принадлежности к реке Мезень. И роспись эта графического типа.