Размеренный уклад жизни северодвинцев влек в эти края переселенцев, искавших спокойствия и мира. Культуры переплетались, традиции наслаивались друг на друга, простое крестьянское творчество превращалось в самобытное искусство. Сегодня северодвинская роспись по праву считается культурным наследием России, история которого не должна быть забыта. Чем знаменит художественный промысел Северной Двины, какие направления его представляют, и почему северная роспись сегодня считается сакральным месседжем предков? Об этом и не только – далее.
История возникновения
Расписное искусство, зародившееся в северодвинских селах, сопричастно с традициями книжного рукописного издания. Книги в то время были не просто переписью содержания, они оформлялись не без помощи декоративных приемов, дополнялись иллюстрациями, узорами, орнаментами. И этот дух декоративности умельцы-переписчики перенесли на иную платформу – стали расписывать предметы быта, утварь. Так и появилась знаменитая северодвинская роспись.
Название общее, привязанное к географическому центру производства. Иначе именуют его как Северная роспись (или с уточнением – Северная роспись по дереву). В конце 13 столетия в селах, расположенных по течению реки Северной Двины, в Вологодской и Архангельской губерниях зародился промысел расписных и резных работ. Из дерева местные умельцы производили посуду, игрушки, орудия труда, мебель и прялки – и эти предметы украшали рисунки и резьба.
Северодвинский край подарил русской культуре крупнейшее направление отечественного промысла, легко узнаваемое, яркое, самобытное. В нем прослеживается тесная связь архаичных крестьянских представлений о мире, опиравшихся, в том числе, и на языческое искусство. Но не обошлось и без влияния художественных мотивов Северной Европы.
Разновидности росписи Северной Двины
Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы – пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.
Общие корни, базирование на древнерусском искусстве, ориентация на книжную миниатюру стали главной характеристикой северных промыслов. Техника исполнения работ напоминает книжное иллюстрирование того времени. Но каждый вид северной росписи опирается на собственную колористику, своеобразие передачи сюжетов и мотивов, акцент на доминирующих элементах и приемах оформления.
Северная роспись – отличия от других
Несправедливы аргументы тех, кто считает роспись прибрежья Северной Двины менее яркой и талантливой, чем знаменитую хохлому, городецкую или петриковскую росписи. В сравнении невозможно идти путем выстраивания иерархии: можно только отметить характерные черты, отображавшие уклад и традиции местного населения, выбор цвета (немало зависящий от климатических особенностей региона), корни техники.
Пермогорская роспись
Колористика промысла – это белофонное искусство с доминированием красного цвета. Желтый и зеленый цвета сопутствуют активному красному, не заслоняют его, а только подыгрывают. Важный отличительный элемент – тонкий черный контур, традиционно наносимый гусиным пером.
Присутствуют в работах графические остатки геометрической резьбы – белые и черные зубчики. Мастера пермогорского направления активно заполняли плоскость, где не находилось места для сюжета. Основные мотивы данного вида северодвинского искусства – птица Сирин и катанье на лошадях. Другие темы также встречаются, но не столь часто. При этом заметно: у художника все же была свобода изображения, бытовые темы они легко связывали с событиями личной жизни.
Ракульская роспись
В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.
Запоминается и базовый орнамент направления – изогнутый стебель с идущими в сторону разноцветными каплями. С цветом мастера работали смело, фоны расписных прялок часто желтые, но локальные цвета (белый, красный, зеленый) создавали общее яркое впечатление.
Борецкая роспись
Знаменитые борецкие прялки часто сравнивают с иконостасом, но от искусства иконописи мастера из Борка брали только внешние черты, эстетику. Постепенно из художественных заимствований сформировался свой стиль, неповторимый и изящный.
Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.
Пичужская роспись
Близка по эстетике своим «собратьям»: тот же белый фон и красная краска в основе. Отличительными чертами можно назвать особое внимание к ярко-зеленым листочкам и белым точкам-капелькам в выборе элементов. Отдельные изделия выделяются синим цветом, активным, композиционно важным.
Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до мелочей растительные мотивы.
На борецких росписях возница одет нарядно, на пичужских – по-крестьянски. Знаменитый трилистник, яркий элемент славянского искусства, в пичужском варианте имеет тонкую нижнюю часть листа, верхняя же переходит в ягоду.
Уфтюжская роспись
Промысел, зародившийся в Верхней Уфтюге, прославился сказочностью, виртуозностью растительного орнамента. Фоновые решения могли быть разными: от ярких оранжевых, красных до зеленых и даже редких синих. Фон подкрашивали тонким слоем, дабы сама структура бересты отдавала теплом.
Композиция едина – гибкая веточка с тонким цветком, опущенные реснички листьев, несколько ягодок. Особую известность получили уфтюгские туески, аккуратные, скромные и, на первый взгляд, очень простые. Многие начинающие художники по дереву учатся мастерству именно с уфтюгской техники.
Символика и мотивы Северной росписи
Основной темой промысла Северодвинского края можно назвать опоэтизирование народной жизни. Самые популярные сюжетные линии – свадьба, посиделки, катание на тройках.
Смысловая нагрузка в изображаемых элементах хорошо угадывается:
дерево (древо) – сама жизнь с ее плодами и потерями, сменой вех и периодов;
птица – символ зарождения, начала и надежд, предвестник урожая;
ягоды – плоды, коими полнится и быт, и личная жизнь крестьянина;
трилистник – триединство как жизненная философия (рождение-жизнь-смерть, мужчина-женщина-ребенок, земля-вода-воздух).
Сюжеты брались из жизни: самые яркие, ожидаемые, переломные события становились темой расписных работ.
Основные элементы
Практически в каждом виде росписи Северной Двины встречается веточка с ягодами, отличается же ее написание технически – тонкостью линии, выбором цвета, обращенностью листочка (вверх-вниз) и т.д.
Изящным и отличительным элементом промысла стал тюльпан. На Руси этот цветок был диковинным, но как символ совершенства, красоты и вожделенного идеала он регулярно появлялся в работах художников по дереву. Интересно, что листочки тюльпана походили на листья папоротника или земляники (оригинальных ведь мастера в глаза не видали).
Частый элемент – птицы. Величавые, яркие, властвующие, они не всегда изображались замысловато, но точно играли роль смыслового акцента. Конь – еще один активный персонаж расписных работ, имел разные цветовые варианты и степени декорирования.
Заключение
Дерева и береста, как основной фон для северных промыслов, стали визитной карточкой искусства этих мест. В наше время многовековые традиции продолжаются, современные художники используют более совершенные материалы, нежели темпера и яичный желток, но чтят и берегут аутентичность северодвинской росписи по дереву.