Если вы не увлекаетесь историей ремесел и в декоративно-прикладном искусстве разбираетесь на обывательском уровне, вряд ли известна вам тагильская роспись. А ведь именно предвосхитила появление жостовской росписи подносов, почитаемой и узнаваемой далеко за пределами России. Как вошли в истории тагильские мастера, как возник промысел, и где черпать вдохновение в этом направлении художественного творчества? Подробные ответы – далее.
История
Украшение металлических подносов – работа, требующая не просто умений, но и теоретических знаний. И хоть многие уверены, что знаменитая роспись жестяных подносов – достояние поселения Жостово, специалисты не забывают, где на самом деле зародился промысел. В Нижнем Тагиле, на Урале более чем два с половиной столетия назад возникло направление народного творчества, отголоски которого не просто звучат в сегодняшней художественной культуре: творческие начинания предков продолжают развиваться и технологически переосмысливаться сегодня.
Тагильской росписи подносов мы обязаны потомкам старообрядцев-иконописцев. Эта художественная традиция легко узнаваема в декоре подносов: серебро, золото и металлический песок, характеризующие нижнетагильский промысел, взяты из прорелигиозного творчества.
В самостоятельное ремесло роспись сложилась благодаря стараниям Н.Н. Демидова, которому далось учредить на своих заводах школу. Случилось это уже в 19-ом веке: школа живописи Демидова брала на содержание подростков-мальчиков, которые обучались ремеслу росписи подносов четыре года. Руководил обучением профессиональный художник Албычев. Такой квалифицированный подход позволяет судить о тагильской росписи не как о самобытном народном творчестве: стараниями конкретных людей простое декорирование превратилось в искусство с четкой системой обучения.
Революция прошлого столетия словно заставила народное творчество, вышедшее на новый уровень, замереть. Но уже ближе к 60-м годам три артели, выпускающие расписные подносы, поспособствовали созданию Нижнетагильского завода: искусство получило второе дыхание. Нельзя сказать, что сегодня промысел процветает. Техника не утрачена, но интересы мастеров, занимающихся традиционными промыслами, сместились в сторону других направлений.
направлении художественного творчества? Подробные ответы – далее.
Особенности росписи
Все началось с пластичного тагильского железа, податливость и качество которого позволяли искать разные сферы его применения. Листопрокатного производства еще не было, металл ковали, но делали это столь искусно, что изделие требовало равнозначного декорирования. Тогда и взялись за дело художники-лакировщики.
Творческий пик промысла – это мода на подносы-картины: в центре изделия художник маслом писал копию картины, которая удачно вписывалась в форму подноса. Картинка могла быть списана с бумажной гравюры, а так как те преимущественно были черно-белыми, о цветовом решении заботился сам художник.
Традиционный тагильский расписной поднос:
- галантные, мифологические или исторические сцены как изобразительное повествование;
- рамка, образуемая с помощью тонкого золотого трафаретного орнамента;
- четкая фиксация уголков формы вазонами с пышными букетами;
- ритм рисунка – как активное движение и композиционное равновесие работы;
- четкое следование законам соотношения рисунка, мотива и пространственного фона;
- нюансировка – работа прописывается до мельчайших деталей;
- следование правилам сочетания цветов;
- вариативность фона – цветные, под малахит, с эффектом копчения и т.д.
Главный отличительный штрих тагильских мастеров – техника двойного мазка. Ее и переняли у основоположников росписи подносов жостовские мастера. Сначала, правда, тагильские умельцы занимались цировкой по цветному фону. Цировка – это старинный технический прием, применяемый в орнаментации иконописных работ. Тогда поверх золота оформляли красочный фон, краски затвердевали, затем мастера тоненькой иголочкой соскребали краску до золота.
Изысканность узоров, получаемых таким способом, фиксировал особый тагильский лак. Он был прочнее всех своих «конкурентов», он был и прозрачнее. Благодаря лаку краскам легче было проявить свою яркость и тонкие переливы. Секрет же лака прост: точнейшая дозировка компонентов, в числе которых льняное и конопляное масло.
Материалы
Чтобы попробовать свои силы в постижении нижнетагильской техники, пробной работой может быть расписная доска. На ней вы потренируетесь, а далее можно приступать к работе над настоящим металлическим подносом.
Для тренировки и обучения технике понадобятся материалы:
- чистовая заготовка разделочной доски;
- черный акрил;
- масляные краски;
- льняное масло и растворитель;
- кисти разной ширины (плоские и круглые, в идеале — колонковые).
Доску следует зачистить наждачкой до гладкости, потом ее следует покрыть гладким акрилом. На его просыхание уйдет немало времени: его вы можете потратить на цветовую проработку эскиза. Когда акрил высох, набрасываете карандашом рисунок. Если вы новичок в росписи, не берите сложных мотивов – тагильская роза, рябина подойдут, сложные и изобилующие деталями рисунки будут трудны в исполнении.
Начинается роспись с композиционного центра. Чаще художники стартуют со светлых тонов, прописывая каждый элемент одним мазком. Благодаря сочетанию темных тонов можно придать объем изображению. Постепенно продвигаетесь вглубь, оформляя каждый элемент. Если рисуете тагильские розы (розаны), сначала работаете над бутоном, потом над листьями. Завершается работа прорисовыванием деталей: усиков, тонких веточек, кончиков листьев, расставлением белых точек.
https://www.youtube.com/watch?v=92MV7BpvYP0
Работу несколько раз нужно покрыть лаком. Это только азы техники, для опытных художников они элементарны, новичкам же следует начинать с таких поступательных действий (тренируясь на деревянных изделиях).
Если тагильская роспись увлекает вас и своей техникой, и историей, и несправедливым забвением (в какой-то мере это так), обязательно посетите Нижнетагильский музей истории подносного промысла.
Его основали в 1991 году, а находится он в доме, где некогда жили мастера Худояровы. Если и есть место, где можно приникнуть к истокам промысла, то именно здесь: богатая экспозиция, экскурс в жизнь и творчество знаменитых художников, а также знакомство с технологической стороной вопроса будут однозначно полезны любителям искусства росписи.
Нижнетагильские расписные подносы достойны того, чтобы к их истории обратились современные любители и специалисты арт-сообщества.
Петр! Тагильская (вернее, нижнетагильская) роспись по металлу – не родоначальник декорированных подносов. Это второй на Урале центр и правопреемник, благодаря которому сохранилась и развилась в новых социально-экономических условиях декоративная роспись. И потому нельзя голословно заявлять о тех исторических фактах, с которыми не знакомы.
Вы Александр, целенаправленно лжёте, именно Тагильский подносы были первые. И именно старообрядцы начали в Нижнем Тагиле и дали именно свои замыслы в Нижнем Тагиле, которые в последствии пошли по Уралу! Изучайте правильные источники!
С историей уральской лаковой росписи, уважаемый, знакомы плохо. Отсюда и негодование. Хочу напомнить, что первый центр — Троицкий завод А.Ф. Турчанинова, где расписывали посуды с 1740-х гг.; второй центр — Нижний Тагил (с 1770-х гг.); третий центр — Туринск (первая половина 19 в.). И не нужно валить все на старообрядцев, а нужно мозги свои включить в историю горнозаводского Урала. Все вышеизложенные факты озвучены и опубликованы в материалах научных конференций.
Замечателная , основана на общеизвестных фактах статья. Никто не подвергает сомнению, что Тагильская роспись предшествовала Жостовской. И очень хорошо показано отличие Уральской (Нижнетагильской) росписи от Жостовской (Подмосковной).