В искусстве выразительность простоты и лаконичность символов более красноречивы, чем самые яркие и самые сложные работы. И народное творчество, которое не растворяется в дымке лет, тому доказательство. Хохлома – история возникновения промысла, развитие и жизнь направления в XX веке, главные имена и интересные факты о знаменитой русской росписи, — все это читайте в нашей статье.
Появление промысла
Есть, по крайней мере, две версии происхождения промысла. По первой, наиболее цитируемой, в лесных краях Заволжья расписывали «под золото» деревянную посуду старообрядцы. Люди, искавшие спасения от гонений на «старую веру», укрылись в деревеньках и селах нижегородчины, а так как среди них было много иконописцев и мастеров книжной миниатюры, свои умения они постепенно начали передавать местному населению.
История хохломской росписи, скорее всего, не случилась бы без мастеров-старообрядцев, которые познакомили людей, живущих в близких к Хохломе селах, с красочными рукописными книжными заставками, с каллиграфией кистевого письма и, наконец, с примерами растительного орнамента. А местные умельцы были блестящими токарями, которые передавали новым поколениям навыки производства посудных форм и объемной резьбы. Слияние направлений и привело к возникновению промысла.
Классическая форма, столетиями развивающееся мастерство обработки дерева в сочетании с живописной культурой привело к появлению хохломской росписи.
Но есть и другая версия. Согласно ей, промысел начал зарождаться еще до появления старообрядцев на этих землях. В селах Мурашково и Лысково, а также в небольшом селе Семеновском (ныне – город Семенов, центр хохломы) изготавливали деревянную посуду и блюда для застолья. Окрашивали посуду оловянным порошком, что предшествовало появлению будущей «золотой» хохломы.
А в одной легенде о Хохломе говорится о жившем в столице мастере-иконописце, который любим был даже царем. И как бы не радовало сердце иконописца ремесло в Москве, забрался он однажды в керженские леса и стал там заниматься росписью, которая была бы понятна и знати, и простому люду. Так и возникли первые хохломские изделия, ведь укрылся мастер в одном из нижегородских сел.
И далее история говорит о разгневанном царе, который велел доставить беглеца обратно, и о том, как увидели посланники царя только горевшую ярким пламенем избу мастера. А самого художника так и не нашли, ни живого, ни мертвого. Остались от него только краски, вобравшие в себя жар горящей избы и чернь пепелища, да золотой талант мастера. Символично и красиво, но и дальнейшая история развития промысла, исторически точная, не менее интересна.
С историей хохломы, вы можете также познакомиться, посмотрев данное видео.
Развитие
Волжский торговый путь был близок с крупнейшей в России Макарьевской ярмаркой: и это определенно сыграло роль в развитии промысла. Про продукцию местных мастеров так и говорили: «товар их легок, чист, крепок и светел», а потому спрос на большой торговой площадке был отличным. Село Хохлома, давшее название промыслу, стало пунктом продажи необычной посуды. Местные земледелием фактически не занимались, они делали посуду, что и приносило им доход.
Семеновская школа
Бурное развитие промысла привело к появлению скупщиков. Им нужен был дешевый товар, к качеству они не «цеплялись». Но такое развитие событий влекло за собой общий спад качества продукции. Чтобы этого избежать, была создана Инструкторская школа в Семенове. А еще через 3 года, в 1916 –ом, появилась Школа художественной обработки дерева под руководством Г. Матвеева.
И создание школы стало важнейшим шагом по сохранению народного промысла. Время лихолетья могло стереть с лица земли то, что десятилетиями создавалось, хранилось, передавалось из поколения в поколение. Благодаря профессионалам, работавшим в школе, промысел не просто сохранился, но и вышел на новый виток развития.
Развитие после 1917 года
Новая Советская власть поддержала Семеновскую школу. В каком-то смысле школе повезло, что после революции она не оказалась опальной, не соответствующей задачам нового общества. Мастеров не трогали, в творчество их, можно сказать, не вмешивались, потому молодые художники, выпускники Школы, обогатили роспись новыми элементами.
Промысел оживился, под одной крышей учебного заведения собрались кустари, творчески активные, нацеленный на результат мастера. Выпуск продукции был нацелен на экспорт, а так как «русский стиль» из моды практически не выходит, художникам было чем заняться.
Сначала объединение «Кустарь-художник» (1924), потом артель «Экспорт» (1931), появление в 1934 музея кустарно-художественных изделий – о хохломе нельзя было забыть, ведь центр ее производства жил довольно насыщенной жизнью.
Развитие после 1945 года
В войну предприятие работало на нужды фронта, многие мастера погибли в бою. И женщинам пришлось заменить на фабрике не пришедших с войны мужчин, так начался новый этап жизни артели. К 1950 году в «Хохломской росписи» возникает новый почерк – рисунок становится более усложненным, нарядным. В 1964 году на базе центра появляется творческая лаборатория под руководством Е. Доспаловой.
И снова хохломской продукт отправляется покорять международные выставки: Монреаль, Осака, Париж, Москва (ВДНХ) – везде «золотую» роспись отмечают высшими наградами. В 90-е годы прошлого века на предприятии появляется мастерская по производству матрешки, а еще мастерская по производству миниатюрной росписи.
Хохлома в XXI веке
Интересные факты о хохломе – это и истории из дня сегодняшего. В 2014 году Семенов официально стал столицей Золотой хохломы, и одноименное Международное фестивальное движение появилось в тот же год. А в 2015-ом на предприятии стали выпускать стильные аксессуары с узнаваемыми расписными мотивами.
Сегодня каждый желающий может приобрести для себя и новогодние товары в стиле хохломы, причем, сертифицированные, из самой столицы промысла. Можно купить расписные офисные принадлежности – мышки, флэшки, клавиатуру. Часы, подносы, телефоны, шкатулки, братины: перечень товаров, который сегодня предлагает предприятие, довольно большой.
И хоть новые художественные направления, близкие духу времени, возникали, и будут возникать, традиции не перестанут волновать и вдохновлять художников и обычных людей.
Хохлома является общенациональным брендом, происхождение и историю которого имеет смысл знать и уважать. В каком-то смысле, народное творчество и есть та красота, что спасет мир.
Сразу вспоминаются картинки из детства,когда нас привели на хохломскую выставку.Я была очень впечатлена красотой и четкостью узоров.Спустя годы,не перестаю восхищаться и очень рада,что есть люди,которые поддерживают русские традиции и не дают угасать хохломской росписи.Я пополнила свою копилку знаний,некоторыми фактами из Вашей статьи.
Действительно, интересные факты про хохлому. Я не знала, что эта роспись популярна в Европе, участвует в международных выставках.
Мне хохломская роспись всегда нравилась, очень теплая и знакомая с детства. У нас в детском садике были детские столики с хохломской росписью. Правильно, когда детей окружают такие вещи — это воспитывает вкус, а также любовь к народному искусству, своим корням. После прочтения статьи захотелось купить пару новогодних игрушек к зимним праздникам, думаю, будут отлично смотреться на елке.
Сейчас изделия с хохломской росписью можно встретить во многих странах. В Израиле я нашла магазин с огромным количеством товаров на основе росписи Хохломы. Есть тут и русские изделия, а есть и «сделано в Китае». Так что китайцы переняли исконно русскую хохломскую роспись и делают на ней неплохие деньги в других странах.
Значит привлекает людей разных стран золотая роспись русского иконописца.