Роспись по дереву считается культурной меткой многих регионов России: в каждом из них столетиями мастера оттачивали свой почерк, уникальный и узнаваемый. О том, чем выделяется в общем ряду работ вологодская роспись по дереву, об эстетике и символике промысла, а также обо всех главных разновидностях вологодского расписного искусства, читайте далее.

История возникновения

Роспись по дереву на Руси развивалась широко, с большим региональным охватом. Синтез культур и техник, некоторое влияние Запада и Востока, местный колорит приводили к тому, что промысел являл собой палитру самых разных работ. От произведений с четкой структурой и однотипной цветовой гаммой до сложных, многослойных изделий, которые изучают и художники, и культурологи.

vologodskie-rospisiРоспись на Вологодчине интересна тем, что здесь сформировалось несколько ярких, самобытных школ. Жители разных районов региона – центральных и западных в особенности – практически в одно время стали декорировать утварь, предметы крестьянского быта, игрушки, посуду.

Печально, что совершенно точно можно сказать: не всей представленной сегодня вологодской росписи по дереву удалось дойти до наших времен. Отдельные направления промысла региона утрачены. Но те, что остались потомкам, бесспорно, являются ценностью национальной культуры.

Климатически Вологодчину можно назвать суровым краем: возможности жить и выживать, конечно, были, но нельзя назвать их самыми благоприятными, богатыми на урожайные ожидания и т.д. Люди закаляли выносливость, внутреннюю силу, и, как во все времена, искали самореализации в творчестве. Сначала это было примитивное украшательство, которое усложнялось и приобретало иное выражение.

Особенности и описание техники

Богатый лесом край обусловил основной объект декорирования – дерево. Сперва зародилась художественная резьба, впоследствии народные умельцы взялись за роспись. Рисунок на предмет в народном искусстве наноситься мог двумя способами: графическим и мазковым. На севере, к которому относят и Вологодчину, господствовал графический способ. На предмет наносился четкий контур рисунка, он далее заполнялся двумя-тремя цветами. В работе художники применяли темперные краски. Мазковый способ пришел сюда только в 19 столетии.

Вологодскую роспись в отличие от других северных промыслов можно назвать богатой на цветовое решение. Присуще ей и множество элементов в орнаменте, детализация узора, композиционная выверенность.

vologodskaya-hohlomaОсобую известность приобрела так называемая вологодская хохлома. Это голубая роспись по серебру, придуманная именно в Вологде. Но назвать это искусство древним, традиционным, нельзя. Расписывать деревянные изделия по серебру придумали практически наши современники: это случилось в 1976 году на предприятии «Надежда». Однако такой временной союз, комплекс всемирно известной хохломы, непривычного для нее фона и современных материалов стал своеобразным продолжателем старинных традиций.

Разновидности видов росписи

Сегодня вологодский регион насчитывает около 20 разновидностей росписи по дереву, конкретно тех, что зародились в этой местности много столетий тому назад.

Вологодская роспись по дереву

Это общее название нескольких видов промысла, относящихся к 17 столетию. В данной технике оформлялись преимущественно предметы быта: от прялок до тарелок. Умельцы пользовались темперными красками.

Основные черты вологодского промысла – поиски лучшего цветового решения, интересная подборка элементов, хорошо выстроенные композиции, концептуальность.

Шекнинская золоченка

Долгое время то, что сегодня хорошо знакомо любителям народных промыслов, было малоизвестной страницей русского искусства. Локальное значение отдельных направлений не сделало им той серьезной культурологической рекламы, как например, хохломе или гжели. К числу таких промыслов можно отнести шекнинскую золоченку. Это графическая роспись с растительными и геометрическими орнаментами на красном фоне. Используемые цвета – золотой и черный.

Раскрашивалась в такой технике токарная посуда, самопрялки, швейки и берестяные лычки. Мастера перед росписью грунтовали дерево красной охрой: для фона перетирали краску с олифой, наносили тонкие лессировочные слои. Влияние иконописи прослеживается в сюжетах и оформлениях расписных работ золоченки.

Гаютинская роспись

На юго-западе Вологодчины зародилась яркая графическая роспись. Это техника с доминированием мелкого узора из лепесточков и точек, семян и побегов, преходящих в один растительный образ (то ли дерево, то ли цветок).

Отличительная черта гаютинской росписи – симметрия заполнения плоскости сообразно штамповке. Роспись краснофонная с наложением зеленой, оранжевой, а также золотой красок. Ранее яркими узорами с изображением, предположительно, Мирового древа (а значит, с языческим подтекстом) украшались, в основном, прялки. Нынешние художники декорируют в гаютинской технике солонки, пасхальные яйца, посуду.

Глубоковская роспись

На северо-востоке Вологодского региона зародилась орнаментальная роспись, подарившая русскому искусству богатство элементов. Местные умельцы не останавливались на шаблонных центрах композиции, активно использовали и розетки, и бутоны, и завитки, и точки, и капли, и скобочки.

glubokovskaya-rospisПервоначально работы в Глубоковке, центра производства промысла, имели выдержанный оливково-охристый цвет. С течением времени преимущество взял выраженно-оранжевый цвет, а также красно-коричневый. Работы лаконичные, многоэлементные, интересные.

Кичменгско-Городецкая роспись

Это направление развивалось на границе трех современных областей — Костромской, Вологодской, Кировской.

kichmengsko-gorodeckaya-rospisПроизводилась роспись в этом регионе в свободно-кистевой манере. Благодаря маховому способу письма мастера могли браться за широкомасштабные работы.

Пик творческого успеха – конец 19-начало 20 века. Умельцы расписывали жилище артелями: от заборков и стен до мебели и бытовых предметов. Колористическое решение – красный/бордовый + белый и зеленый. Предпочитаемый мастерами персонаж – лев, который всегда был на «авансцене» в общей композиции. Он символизировал стража, охраняющего хозяйские владения.

Верховажская роспись

Это тоже свободно-кистевой способ: живописными мазками художник переносил рисунок на основу. Если элемент состоял из двух-трех цветов, художник брал белильную оживку с моделированием формы рисунка. Мотивы могли быть как растительными, так и животными.

verhovazhskaya-rospisРоспись этой школы не теряет узнаваемость – нет начальной прорисовки, что была присуща промыслу более раннему. За счет такой техники рисунок смотрится легче, мягче и естественнее.

Основные элементы вологодской росписи

Привлекательная особенность вологодской школы – удачная комбинация выраженной декоративности и реалистичности изображения природы. Классические образцы направления – это лаконизм широких, схематизирующих графических определений. Если есть контур, то контур смелый и твердый, если яркость и перекличка цветов – то уверенная, неслучайная в выборе мастера.

Базовые элементы:

  • цветы и плоды – символы богатства, урожая и текучести жизни (цветет и плодоносит – значит, жизнь идет, мы продолжаемся и развиваемся);
  • лев – хранитель, сакральный страж богатства хозяина, верный служка и второе «я» хозяина;
  • птицы – и покровительство высших сил, и надежда на завтра (связанная с приходом весны как символа пробуждения и продолжения), и носитель добрых вестей, и семейный оберег.

Символика схожа по значению, а вот техническое отображение отличается в зависимости от школы и способа нанесения рисунка. Потому вологодская роспись – это не узкий перечень черт и деталей, это регионально обозначенный промысел с множеством ответвлений, самобытных и заслуживающих отдельного изучения.

osnovnye-ehlementy-vologodskoj-rospisi

Заключение

Северные промыслы культурологи считают творческим эхом предков, которые, несмотря на непростые условия жизни, на некоторую сдержанность в менталитете (в силу и климатических особенностей региона тоже) старались эстетизировать жизнь. И это был не побег от суровой действительности, а искреннее желание внутреннего художника увидеть красоту, заметить, выделить на общем фоне и воспеть.