Народное творчество притягивает и завораживает, и это несмотря на простоту мотивов, не самые сложные колористические решения и узоры. Яркий тому пример – мезенская роспись, самобытное художественное направление с глубокой символичностью в орнаменте. И по сей день отголоски и цитирование этой росписи можно встретить в самых различных сферах дизайна и оформления. Из статьи вы узнаете про
Немного о истории
Мезенская роспись по дереву – достояние XIX столетия, направление, сформировавшееся в низовьях реки Мезень. Родиной данного типа росписи крестьянской утвари считают село Палащелье, потому второе название художественного течения – палащельская роспись. Наиболее древней прялке с мезенскими мотивами уже чуть более 200 лет, но это только один из найденных датированных артефактов. В рукописных книгах XVIII столетия также встречаются мотивы, присущие промыслу русского Севера.
Короба и прялки из Палащелья пользовались немалым спросом, торговый путь по реке Пинеге позволял доставлять их в другие регионы, то же происходило с Двиной, Печорой, Онегой. У мезенской росписи архаичное начало, и это особенно ценно. Предполагается, что это одно из самых древних славянских художественных направлений, дошедших до нас. Есть мнение, что истоки его могут быть в древнегреческом искусстве. Но некоторые эксперты уверены, что это роспись Республики Коми, ее отголоски.
Элементы мезенской росписи

Каждый мельчайший элемент промысла – символ, шифр, послание. Это вид древнего письма северных народов, символика, которую интересно разгадывать и сегодня. Нарисовать нечто в стиле мезенской росписи – значит использовать лишь два цвета, красный и черный. На негрунтованное дерево мастер тиской, особой деревянной палочкой, наносил узор. Применялись также перья глухаря либо тетерева, и даже кисточки из человеческих волос. Картинка покрывалась олифой, благодаря чему поверхность ее становилась золотистой.
Солярные знаки
Солярный символ – это вращающийся крест с загнутыми концами, и этот крест направлен против часовой стрелки. Увы, но сегодня все солярные знаки называют свастикой, хотя это не просто мнение-шаблон, это крайне невежественное представление о народном творчестве и его значениях. Подобная символика встречается и в Индии, и в Европе, и в Азии, но в русском народном искусстве ее неизмеримо больше.
Солярные знаки как элементы мезенского промысла использовались рядом с изображениями животных, тем самым подчеркивая их неземной статус. Солнце и плодородие, вот что чаще всего озвучивала подобная орнаментика. Люди верили в магическую силу солярных узоров, они считали их светлыми, полными могущества символами.
Земля
Изображение прямой линии могло означать небесную или земную твердь, но вольной трактовки такой двузначности быть не может. Если линия находится вверху композиции, это означает небо, а вот внизу – землю. Графически земля могла изображаться квадратами. Такой знак означает защиту, материнство, символ плодородия и продолжения.
Присущ росписи и ритм борозды, которую провели плугом, и эти ряды полос часто встречаются в расписной утвари. Это самое естественное и благодарное восприятие земли-кормилицы. И оно может возникать на расписных предметах в нескольких вариациях.
Влажная земля
Орнаменты в косой полосе могут показывать, как в нависающих облаках хранятся вот-вот хлынувшие на землю воды, а может быть, даже самые суровые осадки. Так в мезенском творчестве изображается дождь, град, ветер.
Знаки холода, снега и льда
Мезенское творчество – это народное искусство русского Севера, где зима затянувшаяся, а лето короткое. Потому знаки снега, напоминающие простую снежинку, встречаются на расписной утвари очень часто. Мастера сочетают знаки воды и знаки снега, а вместе это образует легкий для восприятия, но удивительный по красоте орнамент.
Знак жизни
А это уже настоящий шифр, при определенных познаниях его расшифрует и ребенок, но в этом и прелесть промысла. Элементы земли, воды и зерна образуют один выразительный орнамент – жизнь. В этом вся формула, вся мудрость народного посыла. Если есть плодородная земля, которую регулярно окропляет дождь, а в земле обещающее богатый урожай зернышко, все это и сулит жизнь. Простой рисунок-шифр, обозначающий саму суть счастливого сценария жизни для крестьянина.
Спираль
В мезенской росписи спирали встречаются везде – в орнаментальных рамках, возле магических животных. И спираль определенно является символом, который ассоциируется с водоворотами и смерчами в природе, с витыми узорами раковин и отпечатками человеческого пальца. Это и символ того, что все в жизни циклично – от годового календаря до сезонов жизни человека.
Сжатая спираль означает энергетический клубок, скрытую силу. Двойная спираль ассоциируется с единством и равновесием противоположностей. Восходящая спираль считается мужским знаком, а нисходящая – женским. Двойная спираль обозначает плодородие и деторождение.
Дерево

В мезенской росписи нередко можно увидеть композиции из трех деревьев: два одинаковых древа симметричны относительно центрального, которое значительно больше «напарников». Может изображаться и одиноко стоящее дерево, и часто это ель, так как именно это дерево встречается в заболоченной тайге. Старинная мебель мезенских домов нередко украшена подобными узорами, которые показывают ценность живого, дающего, плодоносного и ветвящегося (как сама судьба с ее поворотами и разветвлениями).
Бердо
Так называется прямоугольная решетка из клеточного ряда. Она символизирует крестьянское поле, пашню. А название такое узору дало его внешнее сходство с ткацким станком. Это один из самых узнаваемых элементов, которые оставила нам мезенская роспись. Доска, окаймленная таким узором, сразу выделяется и завораживает, заставляет разгадать смыслы ее узоров.
Птицы
Птицы – это тепло и уют, это свет, это предвестник богатого урожая. Более других внимание в мезенском искусстве уделено утке и лебедю. Считалось, что утке дано уносить солнце в подземный мир, и тем поддерживать естественный ход вещей. Лебедь напрямую связан с солнцем и небом, водой. Птицы изображались единым красным мазком, черный цвет использовался для уточняющих штрихов.
Конь
Этот символ сам по себе является носителем солярной семантики. Каждое утро, верили славяне, конь возносит солнце. Он олицетворяет крестьянский порядок, горящий очаг и полные закрома. Конь являлся и символом семейной гармонии, большой и крепкой семьи.
А чтобы подчеркнуть быстрый бег коня, народные мастера русского Севера на ногах скакуна прорисовывали спиральки и перышки, показывающие, что под конем движется воздух. Конь встречается и на больших расписных предметах, и на малых. Скакун благороден, резв, красив, и воспринимается как добрый вестник счастливой жизни.
Олень (лось)
Тем и отлично северное искусство, что есть здесь свои герои, персонажи символичные и свойственные этому русскому региону. Олень связан с представлениями о веселье и счастье, и он же значимый элемент аграрно-крестьянского культа. Именно он, властелин леса, может могучими рогами вызвать дождь или бурю. Потому на изображениях часто олень упирается ветвистыми рогами прямо в небесную твердь.
Мезенская роспись в наше время
Сегодня с появлением богатого информационного и обучающего поля, коим стали выступать соцсети и интернет-площадки, многие виды творчества вышли на новый виток популярности. Народное творчество получило новых поклонников, которые поэтапно стали изучать и техническую основу промысла, и интересное философское осмысление.
В следующем видео рассказывается о происхождении и символике мезенской росписи.
Редкий детский кружок рисования обходится без изучения русских промыслов: дети берут трафарет и повторяют, старательно зарисовывают узор в раскрасках, потом делают собственный эскиз, пытаются копировать древние творения. Круг почитателей разрастается, открываются курсы мезенской росписи для детей и взрослых. Орнаменты и узоры переносятся на одежду, канцелярскую продукцию, встречаются в дизайне рядовых вещей вроде поздравительных пакетов и тетрадок.

Актуальными и стильными становятся вышитые вручную скатерти с мотивами мезенской росписи, текстильные дорожки на стол. Погружение в народное искусство становится более глубоким: от интернет-знаний к классическим литературным источникам (вроде фундаментальных трудов Кругловой), люди интересуются промыслами с целью сохранить их и переосмыслить в современном дизайне. Календари, блокноты, сундуки и шкатулки, расчески и кухонные аксессуары с мезенскими узорами становятся желанным приобретением в современный дом.
Это позволяет надеяться, что мудрое и одухотворенное народное творчество намечает новые поля для всходов. Сегодня человек помогает направлению сохраниться, не потеряться в истории, найти новые способы выражения, новые пути демонстрации.
Просто поразительно, как сочетаются старинные элементы с зарисовками из современной жизни. Хотя, наверное эта баночка сделана еще в советские времена — был период, когда в народных промыслах прославляли индустриализацию. Но все равно красочно и необычно.