Украинская роспись – официальное мировое достояние

1
701
petrikovskaya-rozpis

Многие ремесла и художественные направления, история которых насчитывает столетия, причислены к национальным нематериальным ценностям страны. Украинская роспись в числе таких же ценностей. О том, чем особенна роспись из Петриковки, почему ее оберегает ЮНЕСКО, и что в технике промысла воодушевляет современных мастеров – читайте далее.

История

Украинская роспись известна искусствоведам в разных точках мира, но далеко не все славяне знают, что это за промысел и в чем его уникальность. Наибольшую известность обрела она в отношении декорирования стен: хаты мастерицы расписывали повсеместно – в Днепропетровской, Хмельницкой, Одесской области. Только в Полтаве хаты не белили, потому и не развивался там такой промысел. Роспись в украинском стиле могла быть и внутри дома, и снаружи. Фризы под крышей, зона вокруг окон, стены, печь, фризы под потолком изящно декорировали умелицы-украинки.

istoriya-petrikovskaya-rozpisОсобую известность принесла своей отчизне петриковская роспись (иначе Петриковка). Так называют декоративно-орнаментальную народную живопись, сформировавшуюся в поселке Петриковка, что в Днепропетровской области. И хоть среди артефактов можно найти образцы с мотивами и цветовым решением Петриковки, датированные 18-ым столетием, в современном понимании направление все же сформировалось в конце 19-ого – начале 20 столетия.

В 2013 году в Репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО оказалась и петриковская роспись. Украина может похвастаться, что в этом списке теперь и казацкие песни Днепропетровщины, и знаменитая роспись.

Петриковская роспись в украинском народном промысле

Умельцы декорировали не только стены: причудливыми узорами оформлялись сундуки, сани, сеялки, народные инструменты. Особое развитие получила роспись по дереву, подлаковая и подглазурная роспись фарфора.

В следующем видео можно посмотреть как нарисовать картину цветами из петриковской росписи.

Чрезвычайно одаренные жители Петриковки прославили родину как центр распространения стенописи и не только. Удивительно, что народные мастера были особенно ловки и обладали завидным глазомером: им не требовался предварительный контур на поверхности, измерительные инструменты и даже профессиональные материалы. Работали кисточками из кошачьей шерсти, щепочками, камышовками, да и просто пальцами.

Огромный интерес к искусству, которое могло и растаять в бурном потоке высокоскоростного 20-ого века, возродился в 1936 году. На двух крупных выставках были представлены работы мастериц из Петриковки, и они произвели невероятный эффект. Сначала в селе открылась школа декоративного рисования, потом были и артель, и фабрика, и творческая мастерская. Сегодня существует центр народного творчества, где искусство росписи живет и продолжает развиваться.

Украинская роспись по дереву

В крестьянском быту нашло широкое применение декорирование дверей и ставен, мебели масляными красками. Росписи были орнаментально-декоративными, а узор зачастую красноречиво говорил, в какой местности он создан.

Искусствоведы особо отмечают украинские сундуки – яркую ценность народного творчества. Черные или темно-синие черниговские, с цветами и гроздьями, темнофонные полтавские с четким ритмичным повторением рисунка и яркие, сочные днепропетровские.
sunduk-derevyannyj-s-petrikovskoj-rozpisyu
Не меньше уделяли внимание мастера народного творчества и расписной посуде. Деревянные тарелки долгое время вырезались вручную, но с распространением токарной техники мастера быстро ее освоили, и тарелки уже были более изысканные. Цветочные орнаменты, птицы, цветы и ягоды, изображение продуктов – вот какие картинки украшали тарелки. Они служили праздничному столу, в будни же выставлялись на полке как декор.

petrikovskaya-pudrenicaИзвестны многим модницам петриковские пудреницы. В 30-х годах прошлого века расписывать их стали В. Павленко, Г. Павленко и М. Тимченко. Масляными красками они наносили красивый узор на небольшие деревянные коробочки. И хоть работа проводилась без грунтовки, а значит, роспись не была устойчивой, она стала прообразом уже технически сильной подлаковой росписи на черном фоне. Такое декорирование дерева появилось уже после войны, и в основе его тот же петриковский «фирменный» растительный орнамент.

Секреты петриковской росписи

Абсолютный закон петриковского направления – целостность композиции. Применяются и законы типизации и контрастов.

Первый означает, что характерный растительный элемент (например, цветок) по принципу стилизации передает типичное обобщение в рисовании флоры и фауны. Закону контрастов присуще сравнение крупных элементов в центре, мелких – по краям. Работают контрасты объема и плоскости с помощью переходного мазка, просвечивающегося белого цвета основы, созданием объема бликами.

Секретами петриковской росписи считаются:

  • правила передачи ритма, симметрии/асимметрии;
  • четкость выбора направления расположения рисунка – вертикаль, горизонталь, диагональ, восьмерка;
  • традиционность формально-сюжетного решения композиции – это стандартные элементы, такие как букет и ветка, вазон и ковер, пейзаж и т.д.

Сам вид росписи не оставляет сомнений – относительно цвета здесь согласовано все. Это свойство помогает работе восприниматься как реальное целое.

Основные элементы, узоры, особенности техники

Традиционные цветы, присущие промыслу, называли кучерявкой и цыбулькой. Это изящная стилизация: элементы могли одновременно напоминать пион, тюльпан, георгин, астру и т.д. Округлость рисунка, его проработка до самых мелочей, уверенное пространственное решение говорят о зрелом искусстве, технически совершенном.

ehlementy-petrikovskoj-rozpisi

Умелая работа с природными красителями, краски на желтке яйца и молоке, пальцы мастера вместо кисточек и стебли болотных трав вместо них же – все, что только умел добыть, придумать, использовать крестьянин, развивало творчество.

Базовые элементы петриковской росписи:

  • зернышко – простой мазок для создания орнаментальных мотивов, упражнения с ним развивали у мастеров глазомер и ритм в самом изображении;
  • изогнутое зернышко – элемент для прорисовки перистой листвы, бутонов и лепестков цветов;
  • соединение зернышек и изогнутых зернышек – помогают получить элемент бутон;
  • бегунок – цветочный мотив, соединенный волнистой линией и длинными усиками;
  • рисование астры, майора, ромашки – прорисовка ключевых цветов росписи;
  • рисование гроздей калины, смородины, орехов – используется не кисть, а палец;
  • листья клена, винограда, папоротника – ведущих флористических мотивов зелени в росписи.

И это только начало! Мастера работают и в теплых, и в холодных тонах. Украинская роспись в холодных тонах изящна – ее сложно с чем-то спутать, эти цветовые решения не так часто эксплуатировались в народных промыслах.

В следующем видео рассказывается как с помощью переходных мазков можно нарисовать элементы петриковской розписи.

Украинская Петриковская роспись активно продается в специализированных магазинах, выставляется в салонах, на ярмарках и фестивалях. Это живое творчество, интересное и сложностью техники, и этапами обучения и, конечно, результатом.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь