Семеновская роспись: история, особенности техники

0
2778
semyonovskaya-rospis

На фабрике в городе Семенове делают знаменитых на весь мир матрешек. Благодаря популярному русскому сувениру семеновская роспись стала достоянием национальной культуры. А зародилась она в селе Мериново, недалеко от Семенова. О том, как появилась Семеновская роспись и матрешка, о современном статусе промысла, а также об особенностях техники росписи – читайте далее.

История возникновения

Мериновская матрешка и семеновская – это одно и то же? Искусствоведы по сей день спорят, и к единому выводу не пришли. Но то, что это родственные промыслы, сомнений нет. Когда-то город Семенов Нижегородского наместничества считался ложкарной столицей России: если у вас дома есть деревянная расписная ложка, ее появлению вы обязаны именно семеновским мастерам. Расходились ложки, сделанные в Семенове, по всей стране, а купцы вывозили их на импорт, например, в Персию. Даже царский заказ, ложки для армии, выполнять доверяли только семеновским мастерам.

Только представьте, в 1910 году местные умельцы сделали 170 миллионов ложек – в голове не укладывается! Тысячи кустарей занимались изготовление продукции: одни считались резчиками, другие красильщиками, еще часть кустарей занималась росписью «белья», лакировали готовые изделия уже специалисты этого профиля.

Семеновцы усложняли роспись: они использовали эффектное фоновое письмо – нарядная роспись считалась более трудоемкой, нежели знаменитая хохломская. Фоновое письмо шло на роспись сувениров для богатых заказчиков.

История знаменитой семеновский матрешки началась в 19-ом столетии. Несмотря на то, что сегодня русский сувенир считается исконным отечественным брендом, появились матрешки благодаря японскому искусству.

Из города Хонсю в Россию привезли фигурку буддийского мудреца Фукуруму. А внутри такой фигурки было еще несколько, поменьше. Не чудо ли то, что такую игрушку вырезал русский монах, который невероятным образом оказался на японских островах!

semenovskie-matreshki-8-v-1Так и считается, что художественный образ матрешки взят с японской деревянной фигурки. Отечественные мастера вырезали и расписали сувенир, который являл собой образ матери, прародительницы, хранительницы очага. Куколки, вложенные друг в друга – это крепкая семья, надежный род, духовная близость. А в Семенов деревянная куколка попала из Сергиева Посада: фигурка мужчины с бородой вдохновила местного токаря Аверьяна вырезать игрушку, которая уже была близка к традиционной матрешке.

Особенности росписи и техники

Основа семеновской росписи – яркие, выразительные, крупные цветы, венчают которые ягоды рябинки, бантики, точечки и мелкий цветок. Очень часто семеновскую матрешку сравнивают с сергиевской: они похожи, но расписные изделия Семенова более декоративны. Мастера Нижегородчины ориентировались на так называемый травный орнамент Древней Руси.

matreshkiДля семеновской росписи матрешки характерны:

  • большой объем незакрашенного дерева;
  • фартук куколки, на котором изображены крупные цветы;
  • красный, синий и желтые – цветовые доминанты матрешки, которые должны органично вписаться в оформление сарафана, фартука, платка;
  • асимметрия расположения букета на фартуке с небольшим смещением вправо;
  • токарное решение, в котором матрешка более стройная (в сравнении с сергеевской), с относительно тонким верхом.

До 1953 года семеновские матрешки были в тени сергеевских и загорских, но впервые попав за рубеж, они стали конкурировать с более известными образцами. И конкуренция была выгодной – яркое, колоритное решение семеновской росписи помогало матрешкам повысить покупательский спрос.

Такой выразительной и «сочной» росписи мы обязаны дочери игрушечника Майорова. В первой четверти 20-ого века он привез матрешку-пустышку из Нижнего Новгорода: старшая дочь игрушечника, Любовь, расписала заготовку на свой вкус. Так на фартуке куколки появились пышные цветы. А на ее голове стал красоваться яркий кокошник.

Технику изготовления матрешек простой не назовешь. Заготовка из дерева полая внутри: такое токарное искусство само по себе сложное, да еще не каждая древесина подойдет для изготовления игрушки. Дерево должно звенеть, как говорили мастера-матрешечники. Первой они вырезали самую маленькую фигурку: каждую впоследствии шлифовали, грунтовали и полировали. Только потом на деревянной заготовке появлялась картинка. Краски могли быть разными – акварель, гуашь, акрил, масло.

Современные семеновские матрешки

В образе современной деревянной игрушки, ласково названной матрешкой, сегодня угадываются черты мериновской, хохломской и федосеевской народных росписей. В 1932 году возникла художественная фабрика, которая стала производить изделия народных промыслов. Матрешки, производимые на ОО «ТД Семеновская роспись» разлетаются по разным концам света – в ОЭО, Великобританию, Германию, Францию, Канаду и т.д.

semenovskie-matreshkiМастера знаменитой фабрики сделали большим преимуществом акцент на экологически чистом товаре: используется качественное дерево (липа и береза), гуашь, анилин, безопасный сертифицированный лак. Надо отметить, что лак – важнейший элемент матрешки, для семеновской фабрики его изготавливают по спецзаказу. Благодаря этому матрешки из Семенова получают особый блеск, яркую и приятную тактильно текстуру.

В 2017 году здесь открылся Музей матрешки и традиционной игрушки. В музее представлены как традиционные образцы, показывающие, как искусна семеновская роспись, а также буклетная матрешка и сувенирные изделия, новогодняя продукция. Можно здесь купить пенал, авторучку, неваляшку, сувенирную композицию «Теремок» и т.д.

Исторически ценные промыслы, оттачиваемые временем, должны жить не только в архивах и музейных коллекциях. Потому все больше в России открываются детские кружки и студии, направленные на обучение ребят традиционной росписи по дереву. И это весомый вклад в продолжение народных художественных традиций.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь