Одним из самых художественно совершенных промыслов России по праву считается хохломская роспись. Ее безукоризненная цветовая гармония, органичность мотивов и узоров сделала это направление одним из брендов страны, прямой художественной ассоциацией. Из этой статьи вы узнаете, каковы основные цвета хохломской росписи, какие цвета используются дополнительно и как самому нарисовать простой цветочный мотив.
Основные цвета хохломы
Хохломской промысел – это цветовая гамма из ограниченного круга сочных оттенков, высокая художественность изображения, только ручная работа, отсутствие геометричности, плавность линий и форм.
Главных цветов у хохломы всего три: черный, красный, золотой. Это не значит, что на этом колористика промысла заканчивается. Но большинство работ используют только это трехцветие, и ассоциируется направление именно с этими сочными цветами.
Как известно, случайностей в народном искусстве фактически нет. И хохломская роспись не является исключением. Каждый цвет имеет свое значение, в большинстве случаев – сакральное.
Значение цветов хохломы:
- Черный. Цвет абсолюта. Ассоциируется с вечностью, бесконечностью, глубиной, самим воплощением Вселенной. Это категоричный цвет, но он же является самым выразительным, контрастным: на его фоне большую информативность проявляют другие цвета.
- Красный. Цвет здоровья, процветания и красоты. Формула счастья, которая не может обойтись и без крепкого здоровья, и без удачи и достатка, и без эстетики, которая делает нашу жизнь выразительнее, совершеннее.
- Золотой. А это сама жизненная сила, энергия Солнца и огня, плодородия и благополучия. Золото ассоциируется и с богатством, и с успехом, и со славой. Золотой цвет настраивает на роскошь, в том числе, и роскошь жить красиво, счастливо, в угоду себе и в мире с окружающими.
Таким образом, можно сказать, что три основных цвета хохломы несут в себе некоторую колористическую формулу. Да, без других цветов в жизни не обойтись, невозможно написать ее в трех красках. Но они глубоко символичны, выразительны и самодостаточны. Интересно, что и сейчас многие люди признаются, что покупают расписные хохломские изделия, потому что считают, что они наполнены нужной энергией. И это энергия благополучия и процветания, достатка и крепкого здоровья.
Каждый цвет имеет свое значение, в большинстве случаев – сакральное.
И если можно узор и цветовое решение народного промысла считать неким посланием, культурным месседжем от предков, то он определенно несет в себе мощное начало, энергетически сильное и радостное.
К краскам, которые принято использовать в хохломе, предъявляются высокие требования, ведь некоторые из них в ходе последующей обработке изделия могут высыхать и выгорать под действием высоких температур. Потому мастера пользуются минеральными термостойкими красками: охрой, суриком, киноварью, кармином, хромовой зеленью, сажей. Краски эти разбавляются очищенным скипидаром. Как видите, помимо красного (киноварь) и черного (сажа) упоминаются и другие цвета. Они используются как вспомогательные и оживляют рисунок.
Дополнительные цвета
Зеленый, коричневый и желтый – вот цвета, которые действительно помогают оживить изображение, добавить ему динамики. Допустимы белый, оранжевый, голубой и изумруд, но они встречаются реже. Хотя в современных изделиях, выпущенных в наши дни, такие цвета проникают все больше. На самом деле фабрики, выпускающие изделия хохломской росписи, пытаются разнообразить ассортимент, выходя за рамки представлений о хохломе, которые у потребителя могут быть довольно узкими.
Если вы видите работу, где используются не только основные цвета, это не значит, что нарушена некая незыблемая каноничность. Во введении других цветов нет ничего рушащего устои: промысел не мог бы развиваться, если бы мастера использовали только трехцветие и ничего больше. Но художественный образ хохломы в массовом сознании это, как ни крути, черный, красный и золотой – пламенная триада цветов счастья.
Познавательное видео о производстве и росписи хохломы.
Виды хохломской росписи
Основные виды (или типы) хохломского письма – фоновой и верховой. Каждый вид придерживается своей технологии, и овладеть ею не так-то просто.
Верховой
Традиционно верховой вид росписи выполнялся на уже пролуженной поверхности, художник использовал мягкие мазки при нанесении красок, двигал кисть пластично. Так получалась ажурная хохлома.
Орнамент верховой росписи:
- Травный рисунок. Нестареющая классика, которая ассоциируется с луговыми и полевыми травами. В основе рисунка витиеватые травинки, которые художник выписывает ажурно и мелодично. В этих травах то и дело проглядывают колоски, горошек, мелкие ягодки. С таким орнаментом мы сталкиваемся еще в детстве, и даже если взяты другие цвета, узнаваемый травный мотив это не что иное, как традиция хохломы.
- «Под листок», «под ягодку». А для этого исполнения мазки должны быть более широкие, именно они делают листочки плавными по форме. Ягодки мастер делает тычком кисти. Это стилизованный орнамент, в котором художник закодировал народные мотивы. Смородиновые гроздья, крыжовник и земляника, колокольчики и ромашки – вот главные персонажи хохломского орнамента. Именно этот орнамент допускает появление коричневого, зеленого, белого, желтого.
- «Пряник». Орнамент изящно вплетается в геометрическую фигуру. Круг это или ромб, а может быть, квадрат – у художника есть варианты. Посреди фигуры появляется стилизованный рисунок, означающий солнце. И общее изображение и правда напоминает солнце с лучами, причем, солнце, которое постоянно пребывает в движении.
Фоновый
До нанесения рисунка на поверхность изделия наносится фон. Он красный либо черный, но рисунок на нем будет золотым.
Фоновая роспись:
- «Под фон». В исполнении чрезвычайно сложна, не всякий мастер возьмется за такую работу. Но именно эти изделия и имеют высокую ценность. До заполнения фона на поверхность художник наносит контуры мотивов. Формы больших мотивов мастера моделируют штриховкой. По окрашенному фону художник может писать мелкий травный узор, называемый «припиской».
- «Кудрина». Такое название роспись получила из-за изобилующих в ней круглых завитков, которые создают сказочные формы цветов и растений, птиц. Основную роль здесь играет криуль – контурная линия. При этом краски золотистую поверхность закрывать будут весьма незначительно. Орнамент художник начинает выполнять ритмичными и плавными кистевыми движениями, а потом фон окрашивает одной либо двумя красками. А вот прорисовка в узоре делается скупыми штрихами, внутри же золотистых лепесточков появляются цветовые пятна, которые созвучны фону.
Очевидно, что неслучайно именно хохлома цитируется сегодня чаще остальных видов народной росписи. Это не просто красивое художественное направление, но и технически совершенное, сложное, требующей подготовки.
Как нарисовать простой цветочный мотив?
Для тех, кто только учится, уроки не должны быть сложны. Начинайте с простого, чтобы творчество приносило радость, а не обрастало сложностями с первого же шага.
Для работы вам понадобятся:
- акварельная бумага;
- гуашевые краски – черная (для начала);
- беличья кисть (№ 4);
- восковые мелки – золотой, зеленый, коричневый, голубой и т.д.;
- баночка с водой;
- влажные салфетки;
- образец.
Простой цветочный мотив в 5 шагов:
- Золотым восковым мелком нарисуйте рябиновый листочек из 5 частей. Тем же цветом рисуете изогнутую веточку рябины.
- Красным восковым мелком рисуете около 10-12 ягодок рябины.
- Золотым продолжаете рисовать веточку, но с изгибом вниз, и снова листочки.
- Зеленым мелком «оживляете» рисунок кудрявыми травками, добавляя их уместно к основному рисунку. Сверху и снизу проводите красные полосы для обрамления.
- Прямо на рисунок кисточкой потолще наносите черную гуашь. Краска будет заполнять фон, и скатываться с рисунка.
Проще этого урока быть не может, и такое знакомство с народным промыслом можно предложить и ребенку.
Красочность и детальность – главные качества хохломы, за что этот нижегородский промысел и полюбили. Осваивать направление нелегко, но удовольствие от работы компенсирует трудности.
Удачи!
Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа) , но для оживления узора применяются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон.Золотой по сути дела цветом то и не является.Существуют охра золотистая, золотистый цвет.Золотистый цвет получается когда на дерево наносят серебристо оловянный порошок, потом его несколько раз обжигая в печи получают медово золотстый цвет.
Зелёный цвет в разных оттенках так же используют в рисунках Хохломы. Названа роспись с зеленым цветом «фон Зыкиной». Его придумали в селе Семеново Нижегородской области в 2000 году, в подарок Людмиле Зыкиной. Целое производство под названием «Хохломская роспись», где только одних художников около 500 человек.
А в основном, конечно, используют три цвета. Они не меняют цвет при обжиге, поэтому традиция сохраняется.