Если вы начинающий резчик, одним из первых интересующих вас вопросов будет следующим – какое дерево лучше для резьбы по дереву? Материал в этом ремесле действительно очень важен. Весь творческий пыл может остыть, если для начинаний резчик выбрал неподходящую древесину. В этой статье вы узнаете, какой бывает древесина, какие «ходовые» сорта подходят для резного творчества, а так же, из чего складываются критерии качества материала. А в довершении к этому узнаете, как подготовить дерево к резьбе.
Технологические качества древесины
Базовые показатели для отбора дерева – твердость и плотность. Плотность материала позволяет разделить его на 3 вида: древесина с низкой плотностью, со средней плотностью, а также породы с высокими плотностными данными. По маркерам твердости дерево может быть мягким, твердым и сверхтвердым. Остановимся на этих характеристиках подробнее.
Материал по твердости:
- Мягкие породы. К ним относят ель, каштан, а также пихту, сосну и иву, липу. Сюда же – тополь и ольха. Если из этой древесины делают, например, мебель, она будет дешевле. Из предложенных пород самой ходовой будет сосна. Мягкие породы дерева для резьбы – максимально комфортны в обработке. Мягкая древесина неплохо выгибается, хорошо шлифуется.
- Твердые породы. Такая древесина характеризует лиственные варианты. В этом перечне будет бук, береза обыкновенная, осина, а также ясень, вяз. Особенно ценным сортом является ясень: это высокоэкологичная древесина с красивой структурой и прекрасным оттенком. Ясень чем-то напоминает могучий дуб, но все же он посветлее.
- Сверхтвердые породы. Твердостью обладают граб, самшит, может ею похвастаться кизил, белая акация и, собственно, дуб. В мебельном сегменте, вне сомнений, это ценная древесина. И производят из нее люксовую мебель. Дерево этой группы отличается высокой устойчивостью к гнили.
Если вы только начинаете обучение резьбе, то старайтесь работать с мягкими породами. Например, в Сибири ремесленники работают с кедровыми заготовками, комфортным для резного творчества материалом с прекрасной фактурой. Из лиственных сортов резчики любят использовать липу. Ее древесина чистая и легкая в резке, то для крупных мебельных изделий она не подходит. А вот для первых опытов в резьбе – вполне. Породы дерева для резьбы предполагают целый список материалов, и они могут конкурировать друг с другом. Да и важны личные предпочтения мастера.
Выбор древесины для резьбы по дереву
Специалистам приходится работать с разным материалом для резьбы по дереву. И помимо объективных характеристик сортов, есть еще и субъективные оценки мастера. Потому, чтобы найти свой оптимальный вариант, приходится экспериментировать.
Характеристики материала:
- Сосна. У нее прямослойная древесина с желтизной, мощная со средней степенью усыхания. С ней легко работать, если дерево не особо смолянистое, она прекрасна в склейке, но не особенно удобна в отделочных действиях и окраске. Для мелкорельефной резьбы почти не годна. Но задействуется и для резного декора построек.
- Лиственница. Древесина с высочайшими качествами. Тяжелая и прочная, не самая легкая в обработке, но очень долговечная. Она не загниет от сырости. Но чаще ее берут для строительства домов и изготовления паркета.
- Тисс. Ядровая порода, нутро ее плотное и тяжелое, практически не гниющее. Удачный выбор для столярно-токарных нужд. Причисляют его к «красным» породам.
- Можжевельник. А это уже очень интересная для резчиков порода. Тяжелое и твердое дерево мало усыхает, оно не боится гниения, долго держит приятный аромат. Прекрасно ведет себя при резке, хорошее в подкраске и послушное в полировке. Засохший можжевельник считается замечательной основой для столярничества. Древесина – подходящий выбор для тонкой плоскорельефной резьбы, а еще для объемной резьбы.
- Кедр. Близка его структура к древесине сосны, потому в резном деле востребована. Так, выгодно смотрится дерево в полированных гладких изделиях, в различного рода поделках, украшенных контурной резьбой.
- Дуб. Плотная древесина с изящной структурой, со средним высыханием и низким растрескиванием. Обрабатывать дуб приходится с немалой силой и с помощью высококачественного, хорошо заточенного инструмента. Древесина его часто применима для резьбы и точения, для мозаичных операций.
- Черемуха. Тяжкая и крепкая древесина, влаги она страшится. Если дерево молодое, оно будет белым, старое – красновато-бурым. Сушить материал нужно осторожно. Отличает черемуху отличная резка во всех направлениях. Всегда это дерево активно использовали резчики по древу.
- Яблоня. У этого дерева материал твердый, тяжелый, имеющий однородное строение. Непросто яблоню просушить, так как она сильно усыхает, но зато после высушивания она не коробится, не трескается. Дерево хорошо ведет себя в окраске, в шлифовке, в полировке и лощении. Практически идеален яблоневый материал для тонкой резьбы мини-скульптуры.
- Орешник. Материал просто отличный для мелких резных операций. Из орешника давно уже вырезают шахматные фигуры, а еще карандаши, рукоятки.
- Осина. Мягкая, нежных оттенков древесина, отлично поддается резке стамеской. Производят из нее легковесные игрушки, посуду и различный декор, который можно украсить резьбой.
- Рябина. Красновато-бурая основа непроста в обработке, она прочная и тяжелая. Но для токарных и резных операций плотный и однородный состав вполне подходит. Ее и раньше использовали для резных и долбежных поделок. Корень рябины считается отличной заготовкой для скульптуры.
- Ольха. Также применяется для резных работ, а еще для имитации более благородных пород дерева.
Отдельно стоит сказать про березу. Это древесина средней твердости и плотности, строение ее однородно. Она легко режется в разных направлениях, отлично сверлится и полируется. Но есть у материала и некоторые недостатки: береза имеет высокий риск растрескивания, коробления и усушки. Она подвержена червоточинкам и гнили.
Ну и, конечно, клен – плотная, яркая и высокопрочная древесина служит оптимальной основой для резных операций. В особенности, для накладной резьбы.
Более детальную информацию о древесине, можно получить при просмотре данного видео:
Критерии качества
Существуют определенные физические качества древесины, согласно которым мастеру приходится выбирать материал. Важны для резчика цвет дерева, влажность, текстура и запах. Будет оценивать он гигроскопичность, способность к разбуханию и усушке. Рассмотрим отдельные критерии.
Какой должна быть древесина для резьбы по дереву:
- Так как молодое дерево еще мягкое и рыхлое, а старое неустойчиво к гнили и травмам, для резчиков ценной оказывается древесина среднего или зрелого периода. Но у разных пород показатели этого периода отличаются. Так, если взять дуб, его оптимальный возраст для резьбы – от 80 до 150 лет. У березы этот возраст в диапазоне 60-70 лет, у ясеня такой же. Возраст дерева можно посчитать по количеству так называемых годичных колец на поперечном срезе.
- Влажность древесины – еще один значимый критерий. Если изделия, которые будут выполнены мастером, предназначаются для эксплуатации на улице, их влажность должна составлять 15%. И сушат материал для подобных изделий не менее 3 месяцев на улице, под навесом. Если изделия будут только внутри помещения, древесину еще придется досушивать в комнате.
- Свежесрубленное дерево, конечно, не подойдет для резки. Да и пересушенное непригодно. В первом случае после высыхания материал сожмется в объеме, коробится. Во втором – даже при нормальных показателях влажности оно будет впитывать влагу из воздуха, отчего начнет разбухать и растрескиваться.
Не досушить и пересушить дерево – для мастера обернется проблемой. Если порода тверда и плотна, то качество изготовления поделки на такой основе пострадает. А вот мягкому древу для декорирования не так страшны проблемы с сушкой.
Обязательно глядите на годичные колечки: параллельность колец говорит о прямолинейности внутренней структуры древа. Широкие древесные слои – знак рыхловатости и не высокой прочности деревянной заготовки.
Одиночно растущие деревца тоже не берутся для резьбы, они более других подвержены ветровому воздействию, потому волокна их скручиваются, плотность их разная.
Новички-резчики не всегда знают, что в резной продукции не совмещают (или стараются этого не делать) разные породы, а также части дерева. Ядровая твердая древесина ссыхается меньше, чем заболонь, у доски же центра коробления фактически нет. Когда выбираете древесину, следует отказываться от брака (сучков, волоконного наклона, трещинок, а еще, безусловно, гнили и червоточинок).
Подготовка дерева к работе
Какое дерево лучше для резьбы по дереву мы узнали, а теперь несколько слов о том, как подготовиться к резьбе. Стартом подготовки, конечно, можно назвать и саму срубку дерева. Но это еще далеко до непосредственной работы резчика. Самый долгий подготовительный этап – сушка. От того, как он прошел, зависит итоговый результат. Зависит и процесс изготовления, будет ли он комфортным для ремесленника или придется ему помучиться с резьбой.
Рекомендации по подготовке рабочего материала:
- Древесину традиционно заготавливают поздней осенью либо зимой, в дереве в это время меньше влаги, а потому сохнет оно скорее. Отношение к древесине было особым, трепетным, потому готовили материал без спешки. Естественная сушка предпочтительна, и процесс этот остался неизменным.
- Естественная сушка предполагает укладывание бревен в штабеля, накрывание их навесом. И такое состояние длится год. Тот материал, что предназначается для резных операций, пилят на чурки, складируют в сухом месте без гуляющих сквозняков. В нем дерево также хранится долго, не менее года-полутора. Так оно просыхает до универсальной влажности в 8-10%.
- Также древесину можно вываривать, а еще можно устраивать ей интенсив-сушку. Некоторые профи до сушки вываривают материал в кипятке несколько часов. Делается это для растворения внутриклеточной влаги. Разумеется, после варки древесина будет быстрее сохнуть. А если выварить материал в соленой воде, а потом еще натереть его крупной солью, сушка дерева ускорится.
- Если вы решите предварительно вываривать дерево, можете «поиграть» и с его цветом. К примеру, если в воду при варке добавить кору ольхи, заготовка приобретет кофейный цвет.
- Если заготовка мала, ее можно высушить на обычной батарее, летом неплохо она сушится на солнце, только сначала ее нужно завернуть в газету и полиэтилен.
- Отдельные умельцы применяют для сушки инфракрасные кассеты. С их помощью сушить дерево можно и внутри помещения, и на улице.
- Частая ошибка новичка – работа с сырой древесиной. Не наступайте на эти грабли, все заготовки должны быть с низкой влажностью.
Техническая подготовка – это практический навык. Но чем вы более вы будете начитанными и насмотренными, тем легче будет учиться. Например, часто начинающие резчики не берут в учет банальную разнородность древесины. Они вырезают скругленный орнамент, направляют режущую кромку в разные стороны, не меняя нажим инструмента.
Резьба по дереву – целое искусство, которое состоит из маленьких секретов и больших премудростей. Удачи вам в их постижении!
У меня дед с молодости занимается резьбой по дереву, и кроме липы не признает никакую породу. Правда, для нее нужен очень острый инструмент, так как дерево достаточно мягкое и необходима почти ювелирная работа. Но зато именно на липе выходит самая ажурная и тонкая резьба…
Очень актуальная тема. Спасибо за практические рекомендации! Могу от себя добавить, что. основываясь на своем опыте резчика, предпочитаю не использовать хвойные породы из-за их волокнистости и соответственно, хрупкости. Для начинающих советую липу, которая легко режется, также и мнется. Удобнее береза, легкая в обработке, хорошо держит углы, сам занимаюсь дубом, но это трудоемкий процесс и часто использую гравер (практически как резьба по кости).
Грецкий орех. узбекский-светлый; киргизский-тёмный. Американский орех. Яблоня, груша, айва, крушина. Считаю, что начинать работы нужно с твёрдых пород. Это даст возможность понять возможности материала и приобрести навык. Декоративные тарелки, расчёски, гребни, заколки. Орех хорошо держит перерезку слоёв. Но в любом случае, древесина должна быть высушенной. Я ходил по мебельным мастерским и копался в отходах. Я показывал, что из них делаю и мне люди просто отдельно оставляли ореховые отходы. Красивая пигментация можжевельников, не стойкая. Выцветает за пол года. Жёлтая древесина тутовника, тоже выцветает. Изделие обязательно нужно защищать от атмосферной влаги. Я разжижал пропитку для дерева и покрывал один, или два раза, чтобы не появлялась лаковая плёнка. И старался, чтобы дерево не красить. Даже для невзрачного серого цвета, я нашёл решение. На тонкой латуни, сверлил разного диаметра отверстия. Группы отверстий разномастных и ювелирной горелкой, делал обжиг. Заколки приобретали виды стволов берёз. Свободный полёт фантазии. Главное не пережигать. Резьбой «на коленке» стал заниматься когда запретили работать с камнем. ….