Русская роспись по дереву – сочная, самобытная, повествовательная. Это не замкнутое искусство, а целый пласт народных художественных традиций, способных каждым новым поколением иначе осмысливаться. Росписи русские народные – в чем их созвучие, а в чем отличие? Почему вятская роспись может стать вдохновителем новых акцентов в интерьерной моде? Что отличает расписные тагильские подносы? Что особенно очаровывает в гуслицком оформлении книг? Об этом и многом другом, интересном и вдохновляющем, читайте в нашем культобзоре.
Вятская роспись
Каждый элемент в народной росписи наделен значением, он символичен и неслучаен в общем рисунке. Вятская роспись, так же, как и другие подобные промыслы Руси, была обережной. К сожалению, значение некоторых элементов забылось, и узоры на деревянных изделиях стали восприниматься только как декоративные.
На Вятской земле сочными, богатыми узорами расписывали прялки, шкафы, и, конечно, сундуки. После того, как крестьяне стали топить «по белому», декорирование захватило и наиболее почитаемые зоны дома – возле печи, божницу, входную дверь. Роспись домов сюда пришла с северных регионов. Расцвет домовой живописи случился в конце 19, начале 20 столетия.
Узнаваемые черты:
- животные и цветы – они изображаются гораздо чаще людей, цветы собраны в букеты и гирлянды, а деревья отображают жизненный цикл;
- круг – обязательный элемент росписи, он обозначает солнце, закругленными мазками изображаются лучи и энергия светила, а если нарисовано несколько кругов, это символизирует движение светила по небу;
- ромб – древнерусский символ плодородия, богатства;
- лев – экзотическое животное, ставшее символом защитника дома;
- птицы – часто изображаются вместе со львами (вороны, утки, куры);
- совы в вятской росписи считаются положительными персонажами;
- главный цвет, который предпочитает эта русская роспись, красный, он символизирует саму жизнь;
- среди особенностей техники выполнения следует отметить то, что рисовали художники не кистями, а заячьими лапками;
- перед росписью сундука мастер промазывал его клеем;
- ранее художники пользовались масляными красками, сегодня в ход идут их современные аналоги.
Гуслицкая роспись
Гуслицы – регион, который находится на юго-востоке Московской области. Когда-то это был большой старообрядческий край, староверы массово селились там после церковного раскола. Гуслицкая роспись и является наследием старообрядцев, грамотных, образованных людей, переписчиков книг. Хотя, стоит отметить, что истоки росписи культурологи видят все же византийском искусстве.
Гуслицкая роспись является особым видом орнамента, украшавшим тексты старообрядческих певческих книг. Каждый художник придерживался своей цветовой палитры. Для гуслицы использовались краски на водной основе, предельно близкие к акварели. Этим объясняется плавность цветовых переходов.
В Гуслицкой волости сложился уникальный книжный промысел. Он случился, благодаря традициям – старообрядцам было важно сохранить свою культуру. И книги они переписывали вручную практически до 20 века. Особенно много на страницах переписанных книг птиц, считалось, что эти существа символизируют добро. У них всегда привлекательная, фантастическая раскраска.
Больше информации об истории и технике выполнения изображений гуслицкой росписью, вы узнаете из представленного видео.
Каргопольская роспись
Этот национальный промысел родился в Архангельской области. Его истоки уходят в 13 век, найденные гончарные изделия археологи датировали именно этим столетием. Изначально люди лепили посуду, востребованные гончарные изделия, а в свободное время, на потеху детишкам, делали игрушки. Спросом они не пользовались, потому на продажу их фактически не выставляли.
Но сложилось так, что в историю вошла именно каргопольская игрушка. Сделана она преимущественно в деревенской тематике: крестьяне, вылепленные народными умельцами, трудолюбивы и веселы. Они или кормят скот, или работают на поле, или суетятся по дому. Немало и праздничных фигурок, лихих танцоров и музыкантов с гармошками.
Женщина – это земля-кормилица, медведь – уважаемый хозяин леса, рогатые животные – слияние неба и солнца.
Животных каргопольцы тоже лепили: и настоящих, и мифических. Например, Полкан – полуконь-получеловек изображался с орденами и в форме. Деталь игрушек не прорабатывали, многие элементы одежды были схематичны. Но при этом все наряды яркие, заметные. И каргопольская роспись также сакрализировала своих персонажей: женщина – это земля-кормилица, медведь – уважаемый хозяин леса, рогатые животные – слияние неба и солнца.
Узоры на игрушках простые, даже примитивные – волнистые линии, треугольники, круги, цветы, стихийные знаки. Но и в них сама жизнь с народа с ее представлениями о мироздании, о красивом, вечном, правильном.
Карельская роспись
В Карелии расписывали ларцы, прялки, сундуки, филенки и дуги. Растительный мотив доминирует в этом виде росписи. В основе композиции чаще всего украшенное розами дерево в окружении листьев и приписок.
Особенности карельской росписи:
- выполняется масляной краской в свободной кистевой манере;
- среди цветов доминируют зеленый, земляной, охра;
- письмо всегда ведется по цветному фону;
- местный природный колорит небогат (кора дерева, стертый в порошок камень, цветы и травы, ягоды), но его теплота и естественность отличают это направление.
Столетиями поколения отшлифовывали традиционные мотивы: трехлепестковый росток, сказочные розы и тюльпаны с местными растительными вкраплениями (шиповник – северная роза), кустиками клюквы и морошки. Любят карельские узоры за их простодушие, наивную манеру письма и отображение местной скромной природы.
Липецкая роспись
Если услышите словосочетание «липецкая хохлома», не удивляйтесь: липецкая роспись действительно схожа технологиями с самым «золотым» русским промыслом. Но в отличие от хохломы она более многоцветна. Фон в этом промысле бывает нетрадиционным, зеленым, например.
Промысел относится к 18 веку: из липы, которая росла в окрестностях в огромных количествах, делали миски, ковши, чаши, ложки. В 19 столетии, когда деревянное производство вытеснил фарфор и фаянс, промысел едва не исчез. Но уже в 20 веке, в 70-х годах открылась фабрика «Липецкие узоры», продукция которой оказалась очень востребованной.
Особенности направления:
- изготовление любого изделия (даже самой маленькой ложки) занимает 72 дня;
- сначала использовались натуральные красители, позднее их вытеснили анилиновые краски;
- основные узоры – линии (волнистые и прямые), кружочки, точки, розетки, стилизованные животные;
- характер липецкого орнамента часто называют парчовым;
- узнаваемый элемент – спелый пшеничный колосок.
Обвинская роспись
В середине 19 столетия на реке Обве зародилась собственная роспись по дереву. И все те же старообрядцы поспособствовали возникновению художественного направления. Главный узор промысла – обвинская роза, цветок с 8 лепестками, символизирующий солнце и саму жизнь. Означала эта роза и сочетание верхнего и нижнего миров, т.е. духовного и материального начала.
В обвинской росписи главная роза становилась центральным элементом, такие же цветки рисовали в верхней части лопати, а также у соединения с ножкой прялки. В орнаменте обвинских прялок выделить можно следующие цвета: зеленый и синий, яркий голубой, красный, оранжевый, белый, почти черный. Фон обычно был более холодным, растительные же мотивы всегда теплее по колористическому решению. Но и обратные композиции встречаются.
Онежская роспись
Она родилась в нижнем течении реки Онеги. У древнего направления синий либо зеленый фон, а главным украшением считается цветочный узор, напоминающий вытянутый букет. Для этого направления характерна выраженная декоративность, крупные масштабы письма, свободная кистевая манера.
Онежские расписные прялки нередко сравнивают с каргопольскими, но они куда изящнее. Узнать онежские прялки можно по цветам в виде яблока с лепестками.
Примечателен голубой фон деревянных изделий, который ассоциируется с северным краем.
В декоре наличников и ставен онежские мотивы не менее выразительны, чем на расписных прялках. И здесь же заметен этот холодноватый, словно немного морозный северный декор. Это цветовое различие показывает, какие разные все же бывают росписи.
Пучужская роспись
В селе Пучуга, что на реке Двина Архангельской области, появилась еще одна разновидность русской росписи. И снова заслугу ее появления можно адресовать старообрядцам. Главное ее отличие – яркий рисунок с красным оттенком.
Особенности пучужской росписи – это:
- картинку составляет, в основном, растительность – цветы, листья, побеги;
- иногда в мотиве росписи появляется сказочная птица;
- картины с жанровыми и бытовыми сценами тоже встречаются;
- фон – преимущественно белый;
- черная широкая подводка часто сопутствует рисунку.
Интересно сравнивать виды архангельской росписи между собой: в них много общего, но тонкие различия говорят сами за себя. Случайному зрителю эти нюансы заметны не будут, но по некоторым показателям можно делать интересные культурологические выводы.
Тагильская роспись
Лаковую роспись металлических подносов в России представляет и тагильская роспись. Ее называют предшественником жостовского направления. Создали этот промысел все те же старообрядцы, и было это два с половиной столетия назад. В 18 веке тагильская роспись находилась в своем расцвете, чему способствовала, в частности, династия художников Худояровых. Местная традиция в это время выходит за пределы региона.
Владелец тагильских заводов Демидов открыл даже школу живописи, куда брали мальчиков старше 12 лет на полный пансион. Такое серьезное обучение под руководством профессионалов сказалось на уровне изысканности росписи. Как раз в то время пришла мода на подносы-картины, которые часто были копиями гравюр. И тогда цветовое решение полностью принимал художник.
Шенкурская роспись
Она тоже является северной, но от родственных художественных направлений она прилично отличается. Ей присущ яркий фон, красный или оранжевый, насыщенная цветовая гамма с белым цветом для оживки и черным для орнамента.
Отличительные черты шенкурского промысла это:
- стилизованные цветочные мотивы, геометризированные формы розеток;
- узнаваемый узор – три свободных цветка, шесть не вырисованных лепестков (они выполняются легкими мазками), срединный завиток из травки;
- домовая роспись более четкая и графичная;
- преимущественно используются образы вечного обновления природы;
- орнаментальность этих узоров требует от художников даже каллиграфических навыков.
Изучать русские промыслы можно по декорированным деревянным доскам и прялкам, расписным тарелкам и мебели, подносам и сундукам. Что такое роспись, эстетическая потребность человека в декорировании или сакрализация предметов быта? Ответить на этот вопрос может каждый для себя, потому что продуктами русских промыслов можно не только любоваться. Их можно расшифровывать, изучать и делать очень любопытные культурологические открытия.