Федоскинская сказочная роспись – как делают самые красивые русские шкатулки

0
626
fedoskinskaya-miniatura

Лаковая миниатюра – народное творчество с особым обаянием. Четыре российские школы, открывшие это направление, стали известны за пределами родины. Одна из таких школ, самая старинная, миру знакома по бренду Fedoskino. О том, почему народные умельцы решили получить классические художественное образование, о технологии изготовления тех самых шкатулок, о том, как связана русская сказка и федоскинская роспись, читайте далее.

История федоскинской миниатюры

Не самая полезная привычка нюхать табак стала, тем не менее, своеобразным толчком к появлению прекрасного художественного направления. В 18 веке табак нюхали, кажется, все, без оглядки на пол и социальный статус. Возник общественный запрос на табакерки, которые и стали делать предприимчивые умы Европы. Для их изготовления прессовали картон, пропитывали его растительным маслом и просушивали на высоких температурах. Такой материал назвали «папье-маше», что означало буквально «жеваная бумага».

fedoskinskaya-miniatura
Федоскинская роспись, конец XIX в.

Табакерки покрывали черным грунтом, черным же лаком, а для самой росписи использовали классические сюжеты. За 5 лет до окончания 18 столетия купец Коробов стал делать такие же табакерки, происходило это в сельце Федоскино, что в 30 км от Москвы. Специально для налаживания производства Коробов привез из Германии мастеров.

Художниками-миниатюристами на производстве у купца стали местные крестьяне, специально для которых открыли художественную школу. Сначала на крышках табакерок появились гравюры, позднее эти гравюры стали расписывать, а после и вовсе крышки стали лаковыми живописными миниатюрами. Теми самыми, которые и вошли в историю народного искусства.

Сначала на крышках табакерок появились гравюры, позднее эти гравюры стали расписывать, а после и вовсе крышки стали лаковыми живописными миниатюрами.

Не удивительно, что лаковая миниатюра Федоскино стала столь узнаваемой, популярной. Художники равнялись на мастеров Эпохи Возрождения, учились в знаменитом Строгановском училище. Потому миниатюристов однозначно можно назвать профессионалами.

Современное развитие росписи

fedoskinskaya-miniatura

Пока купец Коробов не увлекся производством табакерок, на его фабрике делали лакированные армейские козырьки. После смерти купца его производство унаследовали Лукутины, которым принадлежала фабрика до 1904 года. Затем искусство уникальной лаковой миниатюры поддерживала артель бывших мастеров лукутинской фабрики. И эти художники достигли новых высот в росписи шкатулок, не просто продлили существование промысла, а усовершенствовали его.

Тяжело было устоять старинному направлению в постреволюционном вихре: новые власти устанавливали для мастерской непосильные налоги, не раз грозились ее закрыть. Но в 1923 году после удачного представления на Всесоюзной выставке, продукция мастерской перестала быть опальной.

fedoskinskaya-miniatura

Благодаря этим художникам, их последователям, бережно хранившим традиции, несущим их через годы, фабрика работает и поныне. Ее полное название – акционерное общество «Федоскинская фабрика миниатюрной живописи». Там производят шкатулки на заказ, делают портреты на заказ, устраивают групповые и индивидуальные экскурсии, а также организуют мастер-классы.

Самое примечательное в продукции фабрики – эксклюзивность шкатулок, так как это штучный товар. Если нужно поразить одариваемого, если следует сделать подарок с национальным колоритом и неоспоримым качеством, роспись Федоскино обязательно должна рассматриваться.

Наряду с классическими сюжетами современные мастера ориентируются и на нынешнюю эпоху, ее запросы и эстетические идеалы. Разнообразны и, возможно, более точны пейзажи на современных шкатулках. Но сцены из традиционной крестьянской и купеческой жизни, сказочные мотивы доминируют в выборе тем.

Истории развития федоскинской росписи посвящено данное видео.

Особенности федоскинской росписи

Расписывали шкатулки мастера из Федоскино исключительно масляными красками. Можно сравнить это с другими школами лаковой миниатюры России (Палех, Холуй, Мстера) – там рисовали яичной темперой. У федоскинского промысла отчетливо выделяется объемность. И достичь ее можно таким способом: между каждым слоем рисунка – замалевком, перемалевком, основным, лежит лаковая пропитка. За время создания шкатулки художник кладет около 15 слоев лака (а то и больше).

fedoskinskaya-miniatura

Главные особенности росписи:

  • Очень красивый блеск – так получается, потому что первый слой просвечивает из-под рисунка (это может быть натуральный перламутр либо серебряная, золотая фольга).
  • Возникновение одного изделия занимает от 4 месяцев до полугода. Каждая миниатюра имеет индивидуальный номер.
  • Четкая последовательность выполнения рисунка – это система, которая и делает миниатюру тончайшей работой. Общий набросок, перемалевка, лессировка и бликовка образуют цикл росписи.
  • «Письмо по сквозному» — оригинальная техника промысла. Это нанесение светоотражающего материала на поверхность перед росписью.
  • Изделие может украшаться «сканью», «цировкой», «шотландкой» как завершающим штрихом работы.
  • Излюбленные традиционные мотивы – тройки, чаепития, сцены крестьянской жизни. Могли обращаться и к знаменитым картинам, делать их копии на шкатулках. Сказочные мотивы особенно тесно связаны с федоскинской росписью: они в совокупности с особенностями техники, волшебным светом работ словно ожили на крышках шкатулок.

Этот промысел не скуден на цвета, в нем нет наивности, примитивизма, формальности образов как в некоторых других народных направлениях русского национального искусства. Тем он и ценен.

Наряду с федоскинской росписью не менее популярна хохлома. Об истории, особенностях и значениях рисунка, читайте в нашей статье: «Хохломская роспись: виды, основные узоры, материалы. Символизм орнаментов и мотивов».

Этапы создания шкатулки

Листы картона сначала пропитывают клейстером, а потом навивают на форму-болванку. На несколько дней будущее изделие оставляют в комнате для высыхания. Потом 45 минут заготовку нужно варить в льняном масле на высокой температуре. Далее ее снова следует просушить, только в электропечи. И там она будет стоять целых 2 недели. Такое папье-маше трудно отличить от настоящего дерева.

Мастера распиливают на заготовки катушки и приклад, обрабатывают на специальных станках, приклеивают дно и крышку, чтобы заготовка вышла нужной формы. Далее ее зачищают и шлифуют. К корпусу крышка крепится особым шарниром.

fedoskinskaya-miniatura

Что происходит дальше:

  1. Изделие несколько раз грунтуют, шпаклюют, просушивают каждый слой в специальных шкафах, шлифуют до гладкости поверхности.
  2. Сверху изделие несколько раз покрывается черным лаком, изнутри – красным. Каждый слой просушивается.
  3. Перед росписью поверхность покрывается светлым масляным лаком.
  4. За работу берутся художники-миниатюристы. Контур рисунка прорисовывается белилами, а потом нужными красками. После работы с краской художник делает золочение, ставит номер изделия, подпись, место и год выпуска.
  5. Еще один слой лакировки светлым лаком, и можно просушивать.

fedoskinskaya-miniatura

Завершает изготовление шкатулки полировка – ее нужно натереть до зеркального блеска. Стоит федоскинская шкатулка недешево, но это очень ценная ручная работа, которая радовать будет обладателя не одно десятилетие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь