Керамика живет в каждом доме. Где-то ей уделяют больше внимания, любят и выставляют на лучшие места. А некоторые хозяева постигают роспись по керамике, чтобы украшать свое пространство теплыми, очень уютными предметами обихода без посредников. Какие техники используют художники по керамике? Что обязательно должны знать начинающие? Каким может быть первый удачный мастер-класс? Оставайтесь на этой страничке, и вы все узнаете.
Техники росписи по керамике
Для начала разберемся в понятиях. Керамическими называются изделия, прошедшие обжиг в печи. Это предметы из природной глины: так делают кухонную утварь, игрушки, декоративные скульптуры и статуэтки уже не одну тысячу лет. Роспись может быть ручной или механической. В первом случае мастер рисует своими руками, во втором – используется всевозможные штампы и печать.
Подглазурная
Одна из самых сложных техник росписи фарфора – подглазурная. Но новички в росписи по керамике нередко пробуют себя именно с этой росписи. Она наносится до того, как изделие отправится в печь.
Особенности технологии подглазурной росписи:
- верхнюю глазурь делают и прозрачной, и тонированной, и цветной, в зависимости от желаемого эффекта;
- основными красителями становятся оксид кобальта и оксид железа, они прекрасно переносят обжиг, не перегорают, не меняют цвет;
- такая роспись считается более устойчивой, ведь глазурный слой защищает картинку;
- мастер может наносить краску по карандашному контуру либо сразу приступать к росписи кистью;
- краски наносятся на обожженные либо хорошо высушенные керамические изделия, под слоем глазури поверх красок рисунок на время исчезает, но изделие отправляется в печь и после обжига приобретает конечный вид – с проявленным рисунком.
Процесс подглазурной росписи представлен в данном видео:
На насыщенность цвета подглазурной краски влияет температура обжига, качество глазури. Готовая расписная керамическая чашка (например) отличается плавными и нежными линиями росписи.
Примером качества такой технологии является роспись по фарфору специалистов Майсенской мануфактуры. Правда, они еще предлагают в рамках одного изделия комбинировать подглазурную и надглазурную росписи, и это дает интересный результат.
Внутриглазурная
В этом случае краски наносятся на закрепленную глазурь. Потом изделие отправляется в печь (температура выше 1000 градусов) и в ходе обжига краситель вплавляется в глазурное покрытие. Не нужно бояться, что рисунок расплывется: нет, он стоек. Благодаря такой технике удастся создать керамическое изделие, которое прослужит долго, а его роспись не деформируется много лет. Это не самый распространенный вид художественной росписи по керамике, и для новичков не самый оптимальный.
Основные плюсы методики – долговечность, четкость рисунка. Основные минусы – трудоемкость, точность, наличие опыта.
Надглазурная
Надглазурная роспись проще, чем выше представленные варианты. И если покупать, например, такую фарфоровую тарелку, она будет стоить дешевле той, что расписывали подглазурным методом.
Особенности стандартной надглазурной росписи:
- краситель мастер наносит на уже закрепленную эмаль, после чего изделие отправляется в печь на температуру, не доходящую до 1000 градусов;
- так как температура в печке сравнительно низкая, можно использовать краски широко ассортимента, то есть не только те, которые не меняют своих характеристик при высочайших температурах.
Главный плюс технологии – простота входа в ремесло, то есть новичкам легче поддается именно эта техника. Главные минусы – роспись не защищена верхним глазурным слоем, потому менее долговечна.
Роспись керамики для начинающих
Эти советы сориентируют начинающего художника по керамике. Пусть непростой, но очень увлекательный, сложности только повышают интерес к ремеслу.
Советы опытных керамистов:
- Новичку обязательно нужно изучить тональную гамму красок. Для этого делается пробная палитра на той керамике, с которой будет работать художник. После этого керамика обжигается под глазурью. Отдельную палитру стоит организовать и для смешанных составов.
- Работать с подглазурными красками нужно очень хорошими кистями. Но кроме кистей используется пульверизатор, подглазурный карандаш и т.д.
- Когда смешиваете краски, помните, что самым сильным красителем является синий кобальт. Так как другие краски слабее, они позволяют наносить более толстый слой.
- Работу начинают с простых рисунков, использования шаблонов и трафаретов. Можно попробовать технику точечной росписи. Не брезгуйте учиться росписи с использованием упора для руки. Для плоских изделий упор должен быть низким, для отводки тарелок – высокий.
- Если пора приступать к сложному рисунку – орнаменту, например – черепок из краски можно защитить резиновым клеем (после высыхания краски он легко отдирается). Так делают, если краситель наносится пульверизатором.
Первые занятия с керамикой – это точно не надглазурная роспись фарфора. Обычно это уроки, позволяющие нанести простейший узор на глиняное изделие, и посмотреть, что будет происходить при обжиге. Так как обжиг – опыт, требующий наглядности и четкого соблюдения правил безопасности, лучше взять персональный урок у керамиста. Или посетить соответствующий мастер-класс.
Мастер-класс: роспись на керамической плитке
Дух захватывает от мысли, что самостоятельно можно заняться росписью керамической плитки. Той самой, которая впоследствии станет фартуком на кухне или выстелет столешницу. Можно начать и с заданий попроще: например, сделать расписную плитку, которая станет обрамлением зеркалу. Новички часто используют краситель-акрил, очень удобный в нанесении и покорный даже пока не в очень опытных руках.
Роспись керамики акриловыми красками – что подготовить:
- керамическую плитку любого размера и цвета (зависит только от ваших предпочтений);
- акриловые краски по керамике – они требуют горячей сушки, точные температурные показатели указаны на банке с краской;
- контур;
- прозрачный лак;
- синтетические кисточки;
- средство для обезжиривания плитки на спиртовой основе;
- трафарет или шаблон для переводки.
Роспись плитки своими руками:
- Любой понравившийся узор можно распечатать и перевести с помощью копирки на плитку. А если одинаковых плиток будет много, удобнее использовать трафарет.
- Механическим карандашом нужно убрать грифель, давить придется усиленно, ведь рисунок должен хорошо отпечататься на плитке.
- Можно наносить краску. Сначала делается заливка основной краски. Если краска густовата, не разбавляйте ее водой! Лучше заранее купить в магазине специальные разбавители. После того, как краска нанесена, кисточку промойте растворителем.
- Если вдруг краска попала не в то место, где ей полагается быть, убрать ее можно обратным кончиком кисти.
- Контур – специальное средство, которое придает изображению объем. Он наносится либо ровной линией, либо точечно. Для новичков второй вариант предпочтителен.
- Если краска использована запекаемая, отправляйте плитку в духовой шкаф. Выставляйте ту температуру, которая указана на банке с красками. Нельзя сразу же после обжига доставать плитку, она должна полностью остыть в духовом шкафу.
- Несмотря на то, что производитель почти всегда пишет о стойкости красок, лучше добавить защитный слой. То есть покрыть готовую плитку прозрачным лаком. Так изделие однозначно станет более прочным, и изображение будет надежно защищено.
- Те же действия проделываются с каждой плиткой. Готовую плитку можно использовать: в данном случае она стала креативной рамой для зеркала в средиземноморском стиле.
Витражная росписи, точечная, стилизация под гжель – вариантов, как проявить себя в росписи керамики, очень много. Это популярное художественное направление вот уже не одно тысячелетие привлекает людей своей простотой и изяществом. А еще работа с керамикой – одна из самых сильных техник арт-терапии.
Попробуйте и вы!
Керамическая посуда появилась в Древнем Египте в 5 веке до нашей эры, позже в Греции начали применять глазурь для увеличения прочностных свойств кухонной утвари. Со временем стала популярна роспись керамики – нанесение на тарелки, чашки и кувшины под глазурь цветочных рисунков в восточном стиле. На смену восточным мотивам пришли европейские букеты, за ними – орнаменты и другие изображения. Сегодня рукодельницы своими руками воспроизводят на керамических изделиях сложные композиции и лаконичные формы предметов.