Тысячелетиями люди живут рядом с природой. Натура человека такова, что у него есть внутренняя потребность творческого отображения жизни: так появляется народное творчество с его неповторимыми растительными мотивами, сочными цветами и яркой стилизацией. Так и выглядит петриковская роспись для начинающих – налитые ягоды и резные листочки в самых выразительных формах и цветах. О появлении народного промысла, его истоках и особенностях, технике и обучении ремеслу – далее в подробностях.

История петриковской росписи

Каждая страна бережно хранит те культурные отпечатки истории, которые узнаваемы далеко за пределами государства, которые можно считать его визитными карточками. В Украине таковой является петриковская роспись. Возраст художественного направления превышает два столетия. Некоторые культурологи уверены, что базисом для создания петриковки были еще дохристианские традиции бытовой росписи. Но в специальной литературе указано, что отдельные образцы ремесла датируются концом 18 столетия.

petrikovskaya-rospis
Птица один из элементов петриковская роспись

Но в классическом понимании петриковский художественный промысел сформировался на стыке 19 и 20 столетий. Возникновение ремесла связывают с казачеством, с временами, когда Днепровщину заселяли выходцы Подолья, Слобожанщины и Полтавщины.

Название направления связано с селом Петриковка, жители которого своими талантливыми работами возродили народное ремесло. Главным образом, развитие росписи связано с настенной живописью, декором предметов быта. Не меньшую известность приобрела декоративная роспись по дереву, подлаковая, глазурная и надглазурная роспись фарфора. Сейчас мастера расписывают «под Петриковку» блузы и рушники, кожаные кошельки.

Секреты росписи: основные этапы и способы изображения

Сегодня интересна украинская петриковская роспись и для начинающих художников: благодаря активности аккаунтов мастеров в соцсетях огромное количество людей заинтересовалось старинным промыслом. Тем более, с его помощью можно изящно декорировать свое жилое пространство. Кто-то ограничивается росписью деревянных досок, кто-то расписывает шкатулки, а некоторые мастера с удовольствием берутся за роспись печей. И это не простое рисование по шаблону, а целое направление, которое предусматривает серьезное обучение.

Для начала осваивайте теорию. И только поняв концепцию техники, можно начинать рисовать. Один из законов петриковского рисунка – его целостность, и это восприятие отрабатывается применением определенных правил, средств и приемов. Например, мастер должен каждую композицию уравновешивать по части заполнения листа крупными и мелкими элементами. Целостность наблюдается и в заполнении работы цветовыми пятнами, в петриковке они контрастные. Уравновешивают художники и симметрию, и асимметрию.

Предлагаем вам посмотреть видео урок петриковской росписи, орнамент кистью.

Не менее важны законы типизации и контрастов. Типизация – это способ передачи через стилизацию характерного растительного элемента типичного и общего в изображении растительных и животных мотивов. Закон контрастов можно отследить через контрасты величин: в композиционном центре мастер располагает крупные элементы, а мелким находит место по краям. Соблюдаются и цветовые контрасты – умело сочетаются теплые цвета с холодными, например, красный с зеленым, синий с оранжевым.

Уделяется внимание и контрастам объема и плоскости: в этом мастеру помогает переходный мазок, просвечивание основы белого цвета, а также блики. Все это позволяет отдельным элементам быть объемными, при том, что общее решение композиции – плоскостное.

Узнаваемые элементы петриковской росписи:

Правила передачи ритма. Примером тому может быть композиционная схема бегунец (или «фриз»). Это ленточный орнамент, главные элементы которого находят ритмическое повторение. Такая схема лежала в основе настенных росписей. Бегунец украшал печи, потолок, зону возле окон и дверей, междверные простенки.

elementy-petrikovskoj-rozpisielementy-petrikovskoj-rozpisiЦветок. Излюбленная схема мастеров разных поколений. На одном стебельке размещаются 2 или 3 цветка с бутонами, листьями, ягодными гроздьями. Цветы могут отличаться друг от друга, будто они не на одном стебле растут. Листочки тоже часто берутся у другого растения. Но при этом ботанические несоответствия не бросаются в глаза, ведь в цветовом решении – полная согласованность. Композиция целиком сказочная, но смотрится как единое целое.

  • Букет. Эту композиционную схему также активно используют петриковские мастера. Представляет она собой два или три переплетенных стебля, на них расположены бутоны, ягоды, листья, травинки и колоски. Многие любители народного творчества именно по этой схеме и узнают направление: петриковская роспись – букет цветов, где каждая мелкая деталь подыгрывает крупной, а каждая крупная нуждается в этом «аккомпанементе».
  • Вазон. Эту схему все больше использовали мастера старшего поколения. Искусствоведы и культурологи утверждают, что вазон – это космологическая знаковая система мироздания, образ природы, находящей в гармонии с человеком и в подчинении ему же. В изображении вазона угадывается священное дерево, культовый древневосточный символ. На это указывает равновесие и симметричность данной композиционной схемы.

И это только основные элементы, схемы, которыми богата петриковская роспись. Цветы, ягоды, плоды и птицы многие мастера рисовали канонически, но привносили небольшие авторские акценты.

Петриковская роспись для начинающих: рисунки, цветы

Отрабатывать все элементы и узоры нужно на бумаге. И только отработав навыки росписи на ней, можно переходить к другим декорируемым поверхностям.
В следующем видео рассказывается про материалы которые нужно подготовить для начала петриковской розписи.

Прежде чем рисовать, ознакомьтесь с правилами:

    1. 1. Чтобы научиться петриковским элементами, возьмите плотную акварельную бумагу (или ватман).
    1. 2. Если уверенности в собственном мастерстве мало, нужно сначала поработать карандашом – полностью прорисовывать им элемент не стоит, только контуры.
    1. 3. Для рисования понадобится гуашь, которая предварительно разведена с клеем ПВА (1 капля клея на 10 капель краски).
    1. 4. Ваш инструмент не только кисть, но и собственный палец. Если не сделаете на ягодке отпечатка, она не будет по-настоящему петриковской. Точечки часто делают ушными палочками.
    1. 5. Важно правильно держать кисточки, относительно бумаги угол должен составлять 80 градусов.
    1. 6. Каждый элемент росписи нужно проработать как в прописи: целую строчку вырисовываете только один элемент. Когда в одном ряду все зернышки, звоночки, ягодки или ромашки будут одинаково хорошо, можно приступать к основному рисунку.
    1. 7. Учитесь размещать все элементы росписи на одном расстоянии.
    1. 8. Чтобы в обучении отмечался прогресс, рисовать нужно каждый день (хотя бы полчаса).

kistikraskimazokРазобрать пошагово приемы петриковки можно на рисовании бегунца.

Рисование бегунца:

  • Шаг первый. Разведите на палитре зеленую краску, пока она станет по консистенции напоминать сметану. Легким движением проведите на листе тонкую зеленую линию. Простым карандашом обозначь на линии места, где будут прорисовываться ягоды, цветки, листочки.
  • Шаг второй. Разведите красную краску, опустите в нее палец – отпечаток станет ягодкой. Осторожно прижимайте палец к листу. Если все делать аккуратно, ягоды в грозди будут ровные и красивые. По той же методике на бегунке нужно нарисовать синие ягодки (но уже не в гроздьях, по отдельности).
  • Шаг третий. Принимайтесь за листочки. Разведите зеленую краску, четко прорисуйте каждый листик с помощью переходных мазков. Это значит, кисточку обмакните в зеленую краску, потом коснитесь кончиком кисти красок иных цветов.
  • Шаг четвертый. Остались только цветы! Кисточку обмакните в оранжевую краску, потом (чуточку) в красную. И рисуете цветок той формы, какую задумали.

Первые работы петриковской росписи для начинающих просты: рисунки без сложных элементов тонкой работы, узоры примитивны. Но без отработки этих навыков невозможно переходить к серьезным задумкам.

uprazhneniyaПетриковка и в наше время популярна: ее мотивы встречаются в современных интерьерах, на фасадах мебели, текстиле. Уже 5 лет украинский промысел пребывает в Репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. И это уже веский довод обратить внимание на самобытное ремесло, готовое жить и продолжаться в идеях новых мастеров.